28.02.2008 04:24
Поделиться

Татарстанцы требуют пересмотра правил признания инвалидом

Методика, которой при назначении инвалидности пользуются сейчас в стране, несовершенна, поскольку учитывает характер заболевания, а не то, насколько оно ограничивает физические возможности пациента.

Такой подход идет вразрез с принятой Всемирной организацией здравоохранения Международной классификацией функционирования ограничения жизнедеятельности и здоровья (МКФ). В соответствии с ней при назначении инвалидности учитываются три обстоятельства - анатомические повреждения, функциональная активность нарушений и нарушения, которые мешают активной жизнедеятельности пациента. Специалисты Главного бюро медикосоциальной экспертизы по Татарстану, местные доктора считают это правильным, но отступать от существующих инструкций не вправе до тех пор, пока не будет принято решение на федеральном уровне.

Меньше возможностей, больше преимуществ?

Однако прежде чем искать соринку в глазу Москвы, неплохо бы разобраться и с собственными бревнами. Ситуация с назначением инвалидности и реабилитацией инвалидов в Татарстане очень неоднозначная. С одной стороны, блестящие показатели последних лет. По словам руководителя Главного бюро медикосоциальной экспертизы Хайдара Иксанова, в прошлом году впервые признано инвалидами более 28 тысяч жителей республики, а это почти на 30 процентов меньше, чем в предыдущем. Более половины из них - пенсионеры.

В то же время есть несколько сельских районов, причем не самых неблагополучных, где за год инвалидами стало почти в полтора раза больше людей. Объяснений этому у Главного бюро МСЭ пока нет. Да и с выполнением индивидуальных программ реабилитации вопросов больше, чем ответов. Кому, к слову, легче от того, что охват инвалидов ИПР в прошлом году увеличился, если рекомендации этих самых программ зачастую не выполняются. Тем более что причины связаны не столько с неверием населения, сколько с отсутствием реабилитационных учреждений по месту жительства, очередностью на стационарное лечение, дороговизной лекарств и платных медицинских услуг, отсутствием рабочих мест со специально созданными условиями труда и многое другое.

Но есть иная сторона дела. Не секрет, что люди с ограниченными физическими возможностями имеют определенные материальные преимущества. А потому и среди почти здоровых людей немало желающих пополнить ряды инвалидов. И они точно знают, как получить группу. Главное не ошибиться в выборе купюр. Знатоки утверждают, что к хирургу лучше идти, зажав в кулачке пятитысячную бумажку. Самое неприятное, что к таким мерам подчас вынуждены прибегать и люди, которым та или иная группа инвалидности положена по медицинским показаниям. Как говорится, не подмажешь - не поедешь. Вот о чем надо бить в колокол Главному бюро МСЭ по РТ. Но во время подведения итогов прошлого года не оно, а местный минздрав заострил на этом внимание.

- Борьба с коррупцией - чрезвычайно серьезная проблема, - заявил министр здравоохранения РТ Айрат Фаррахов. - И здесь многое зависит от выявления причин и условий, которые ее порождают. В прошлом году почти 30 процентов обращений граждан в минздрав были связаны с работой службы медикосоциальной экспертизы. Это почти втрое больше, чем в 2006 году. Мы в свою очередь в каждом конкретном случае проверяем, был ли соблюден порядок направления больных на экспертизу, выясняем объем проведенных диагностических и реабилитационных мероприятий. Но у наших больных, к сожалению, остаются открытыми и вопросы обоснованности той или иной группы или отказа в установлении инвалидности.

По мнению министра, предусмотренный нормативными документами порядок обжалования решения МСЭК для больных достаточно сложен и пройти этот путь под силу далеко не каждому. Поэтому минздрав решил выступить с инициативой создания межведомственного совета, куда бы вошли представители не только этого ведомства, но и Главного бюро МСЭ, фондов обязательного медицинского и социального страхования и другие. С одной стороны, создаваемая структура могла бы выполнять роль "арбитра" на досудебном этапе рассмотрения конфликтных ситуаций, а с другой, способствовала бы "формированию в медицинском сообществе непримиримого отношения к любым формам коррупции".

Пора разобраться

По словам премьер-­министра РТ Рустама Минниханова, необходимо срочно проанализировать причины роста числа инвалидов, особенно среди детей в возрасте до трех лет.

- Пора разобраться: то ли у нас медицина слабая, то ли экология плохая, то ли должностные лица не соответствуют занимаемым местам, - заявил он. - Нужны системные решения в области здравоохранения, а также в обеспечении инвалидов рабочими местами. Мы готовы рассмотреть вопрос на заседании правительства, думаю, что и Госсовет нас под­ держит.

В то же время премьер отметил, что в работе бюро медикосоциальной экспертизы есть серьезные изъяны и факты коррупции, которые могут "всплыть" в ходе анализа ситуации. Поэтому он посоветовал этой службе уже сейчас работать так, чтобы не вызывать нареканий ни со стороны конкретных людей, ни со стороны правоохранительных органов.

Взгляд изнутри

Рифат Ганибаев, председатель Татарской республиканской организации Всероссийского общества инвалидов, депутат Госсовета РТ:

- Существующая система освидетельствования инвалидов недостаточно объективна. Перекос произошел в тот момент, когда помимо существующих трех групп инвалидности были введены три степени потери трудоспособности. Именно они являются базовыми при назначении пенсии и других форм социальной поддержки. На наш взгляд, это неправильно. Ведь каждый эксперт оценивает степень потери трудоспособности как может. Объективных критериев нет.

Наша организация считает, что при освидетельствовании людей с ограниченными физическими возможностями достаточно определить группу инвалидности. Тем более что она учитывает и физическое состояние человека с медицинской точки зрения, и его способность к труду, обучению, самообслуживанию. Конечно, такое решение может принять только Москва, но позиция регионов играет не последнюю роль в этом вопросе.

Много вопросов связано с деятельностью органов медикосоциальной экспертизы. Мы не разделяем сомнений по поводу того, нужна ли сегодня такая структура. Она необходима, иначе, защищая свой мундир, работники медицинских учреждений вообще перестанут назначать инвалидность. Эта служба создает противовес предвзятости к самой процедуре оценки.

Что касается возможных злоупотреблений в этой сфере, надо признать, что они есть. Даже размер "вознаграждений" не является секретом. Но ловить за руку взяточников - дело не общественной организации и не государственных чиновников. Этим должны заниматься правоохранительные органы. Главная задача - создать такую систему, которая помогала бы выявлять нечистоплотных сотрудников МСЭ.