29.02.2008 02:00
    Поделиться

    Оскароносная комедия "Джуно" выходит на большой экран

    На экранах - "оскаровский" лауреат, комедия "Джуно"

    Вчера наконец вышла на наши экраны номинированная на главного "Оскара" картина Джейсона Рейтмана "Джуно".

    Это очень симпатичная комедия-мелодрама о том, как 16-летняя Джуно недостаточно осторожно провела время со школьным приятелем и нечаянно забеременела. Кстати, беременность почему-то оказалась одной из сквозных тем оскаровской церемонии: там скрупулезно подсчитывали число звезд, ожидающих ребенка, и фильм хорошо дополнил список. Так вот, Джуно - девочка умная и понимает, что пеленать детвору ей еще рано. Абсолютное большинство ее сверстниц положилось бы на спасительное "авось" и наделало бы массу непоправимых глупостей. Но наша Юнона, вместо того чтобы спешно делать аборт, находит вполне гуманный выход: откликается на газетное объявление, в котором бездетные родители хотят усыновить ребенка. Дальнейший ход событий пересказывать не стану - он прост, но вызывает интерес и сочувствие, и вообще это тот фильм, где как бы из ничего вдруг возникает замечательно трогательная история. И прежде всего потому, что увлекательно разработан характер главной героини - это современная, вполне независимая девушка, которая, хоть и подросток еще, но умеет принимать решения и за них отвечать. Она бывает вполне беспардонной, но при этом достаточно умна и деликатна, чтобы отстаивать свою самостоятельность, не покушаясь на свободу других.

    Поначалу Джуно может вызвать сложные ощущения - от сочувствия до раздражения или даже неприязни. Но поскольку человеческое общение - и есть сюжет этого фильма, то постепенно открываешь в героине все новые качества, а в какой-то момент начинаешь испытывать чувства совершенно родственные - тревогу, горечь или гордость. Как за близкого человека.

    Эту Юнону замечательно играет 20-летняя актриса Эллен Пейдж, которая тоже была заслуженно номинирована за эту роль на "Оскара" и которой явно суждено большое будущее. Это она заставляет неотрывно следить за героиней, ощущать ее своей в доску, это она сообщила подростку черты пробуждающейся взрослой женщины - матери, жены, опоры семьи. Конечно, эта Джуно - представительница семейства эмансипе, дам резких, самостоятельных, деловитых и постоянно вырывающихся в лидеры. Даже любви своей она не ждет покорно, а сама решает, кто ей нужен, сама взвешивает способности своего прекрасного принца и даже сама скажет ему о своей любви - скажет как отрежет, и попробуй возрази.

    Не менее интересно в этом фильме отслеживать будни семьи. Точнее, семейных взаимоотношений. Они близки к идеалу, но почему-то веришь, что так и есть в этой приверженной семейным ценностям Америке. Они основаны на уважении. Страшная для любого подростка миссия сообщить родителям о своей нежданной беременности - поверка нравственного уровня этих отношений, их, если хотите, цивилизованности. И надо видеть, какая гамма чувств отразится на лицах, и как бережно, словно идя по лезвию бритвы, люди ищут и находят единственные необходимые здесь слова.

    В отличие от нашего кино, американский экран отнюдь не чурается нравственных уроков, извлекаемых, как правило, из бытовых коллизий и часто - даже из реальных случаев. Причем эти уроки востребованы обществом. Иначе трудно объяснить, что фильм без единого выстрела или погони, даже без рекламной раскрутки вдруг стал хитом проката, неожиданно для самих авторов взял более тридцати авторитетных призов (Торонто, Рим, Стокгольм, BAFTA, "Дух независимости" и др.), попал в число главных номинантов "Оскара" и получил академическую премию за сценарий Дьябло Коди - тоже женщины, судя по всему, самостоятельной.

    Это крайне интересно, что вчерашняя стриптизерша и мастерица телефонного секса свой первый сценарий посвятила семейным ценностям. То есть выносила их необходимость, судя по всему, как ребенка, - исходя из своего горького опыта. Возможно, полученная премия теперь круто поменяет ее судьбу, и в кино придет интересный драматург, знающий о ловушках жизни не понаслышке.

    А людям киноиндустрии "Джуно" своевременно напомнит, что успех в кино приходит не от большого бюджета, а от большого таланта. Это тот случай, когда цифры поучительны: при минимальном, по голливудским меркам, бюджете в 7,5 миллиона долларов картина за первые же два месяца проката собрала в американских кинотеатрах более 125 миллионов. А ведь ее триумфальное шествие по экранам мира только начинается.

    из первых уст

    Оскаровский лауреат Дьябло Коди в интервью "Российской газете".

    Когда Горький звал писателей идти в люди, чтобы лучше узнать жизнь, он и не предполагал, как слово его отзовется через сто лет и за тысячи верст. Только что "Оскара" за лучший оригинальный сценарий получила Дьябло Коди. Это ее творческий псевдоним, выбранный задолго до того, как чернила коснулись бумаги.

    Будущий лауреат тогда работала стриптизершей, и по законам жанра ей требовалось загадочное завлекательное имя, да к тому же еще и с намеком. Так на свет появилась Дьябло.

    Пока благодарные зрители изучали подробности ее тела, трудящаяся девушка изучала их нравы, и это ей затем весьма пригодилось. С годами, когда виться вокруг шеста стало трудновато, Дьябло переквалифицировалась на секс по телефону, и эта профессия помогла ей мастерски овладеть искусством диалога. Затем последовали еще две-три мимолетные специальности и - бац! - писатель готов. Почестей стало гораздо больше, но, как пошутил на церемонии ведущий Джон Стюарт, мы должны оценить принесенную жертву: заработки, по сравнению с прежними деньгами, заметно уменьшились. На той же церемонии никто и не ожидал, что биография возьмет свое, но некоторое шевеление в зале ощущалось. Увы, Дьябло не вышла из оскаровского трафарета и, поблагодарив поименно создателей фильма "Джуно", принесшего ей заветную статуэтку, отвесила поклон семье за то, что ее всегда принимали, какая она есть. В ее случае трафарет, однако, прозвучал слегка двусмысленно.

    В кулуарах сценаристка была немного более откровенна.

    - Дьябло, а кто надоумил вас взяться за перо в таких обстоятельствах?

    - Никто особенно, я всю жизнь любила рассказывать истории и записывала их. Но я никогда даже не помышляла писать сценарии, особенно живя в глубинке. Но нашелся человек из мира кино, который сказал мне: послушай, у тебя замечательная, чисто киношная история, попробуй ее изложить. И я решила: а почему бы нет?.. И вот что из этого получилось.

    - Ожидали ли вы такого сумасшедшего успеха?

    - Это просто какой-то бред, конечно, нет... Теперь, когда фильм собрал сотни миллионов долларов и имеет такой коммерческий успех, его уже трудно назвать "индифильмом". А задумывался он действительно как маленький независимый фильм с бюджетом в 7 миллионов. Мы честно делали просто симпатичную картину, и на сьемках у нас была замечательная семейная атмосфера.

    - Чем вы руководствовались, когда писали эту историю подростка, и была ли эта история в вашей жизни?

    - Частично - да... Это сложный вопрос... скорее всего, меня заинтересовали отношения между Джуно и приемными родителями. Я ничего подобного в кино не видела и подумала, что из этого может что-то получиться - такие необычные, странные, вывихнутые отношения...

    - Расскажите, как Эллен Пейдж удалось так удивительно вжиться в ваш сценарий.

    - Это такая удача, что мы нашли Эллен: она просто феноменальна в этой роли, без нее бы ничего не вышло Это немыслимо, как ей удалось так вжиться в роль. Некоторые даже думают, что она сыграла саму себя, что она и есть Джуно. Это совсем не так, она просто по-настоящему большая актриса.

    - Вы знаете, что родители и учителя в школах настаивают, чтобы тинейджеры шли и смотрели ваш фильм? Было ли это вашей задачей?

    - Нет, конечно. Я просто написала личную историю из жизни одной девочки и не собиралась ничего политизировать или тем более писать трактат о беременности. Я до сих пор в шоке от популярности картины, это трудно переварить.

    - Но история вашей жизни тоже вызвала некий шок у окружающих - так она занимательна. Не собираетесь ли вы поставить по ней фильм, и если да, то кто может быть сценаристом?

    - Знаете, история моей жизни настолько неправдоподобна, что сценаристом смогу быть только я сама...

    Поделиться