29.02.2008 01:00
    Поделиться

    Администрацию Электростали обвиняют в незаконном присвоении нескольких сотен гектаров леса

    Нешуточные страсти разгораются вокруг нескольких сотен гектаров подмосковной земли. Департамент экономической безопасности МВД России сообщил о том, что в области произошел крупный захват лесных угодий: якобы неправедным путем несколько сотен гектаров земли Ногинского лесхоза отошли к городу Электростали. В результате, по расчетам следователей, федеральная казна недосчиталась более 3 миллиардов рублей.

    Тут же некоторые СМИ стали утверждать: в Электростали, где прежде лес шумел, стучат топоры. Вместо отборных сосен и елей незаконно выросли "здания областного Пенсионного фонда, торговый комплекс, бульвар 60-летия Победы, а также многочисленные жилые дома и особняки, построенные в рамках программы "Жилище-2000", принятой горадминистрацией в конце 1997 года.

    Глоток кислорода

    Чтобы выяснить, как именно распоряжалась зеленым богатством администрация Электростали, корреспондент "РГ" отправился в этот город.

    - То, что было лесом, лесом и осталось, - категорично заявил Джамбулат Булатов, главный архитектор Электростали. Он раскладывает на столе два градостроительных плана. На одном из них лесные массивы, которые в 1990-х годах приросли к городу с западной, южной и северо-восточной стороны, обозначены пунктиром. На другом, разработанном до 2020 года, те же самые многоугольники выкрашены в зеленый цвет. Булатов подчеркивает: - Даже по новому генплану развития города не отобрали под строительство ни метра.

    - Коттеджей в черте города никто не строит, - утверждает Евгений Алехин, замглавы Электростали. - А другие объекты, о которых с возмущением пишут газеты, стоят. Но не там, куда их "поставили" журналисты.

    Действительно, четырехэтажное здание Пенсионного фонда удалось обнаружить в самом центре города - на проспекте Ленина. Неподалеку, на улице Красной, - торговый центр "СемьЯ". На бульваре 60-летия Победы достраивается новый жилой микрорайон, в котором квартиры получают военные по программе "15+15" и ветераны Великой Отечественной. До того самого злополучного леса километров пять по полю. Ели, если тут и были, то еще до революции.

    В самом лесу следов порубки обнаружить не удалось. А постройки все же отыскались - справа и слева от асфальтированной дороги на одном из участков леса пригорюнились утлые садовые домики. Они появились здесь еще в сталинские времена.

    На прощание Алехин заявил: "Администрация города намерена добиваться правды. В ближайшее время создадим независимую комиссию, которая и должна будет официально установить, как использовалась часть леса Ногинского лесхоза, которая вошла в городскую черту Электростали".

    Не по регламенту

    По версии следствия, главной подозреваемой стала бывшая замдиректора Ногинского лесхоза, которая в 2003 году поставила свою подпись на акте о передаче администрации Электростали 915 гектаров леса, принадлежащего ее ведомству. Где чиновница преступила закон?

    Корреспонденту "РГ" пояснили в пресс-службе департамента экономической безопасности МВД России: согласно ст. 63 Лесного кодекса РФ леса должны закрепляться за администрациями муниципальных образований с соблюдением строгого регламента. Это государственная собственность, поэтому перейти от одного владельца к другому она может лишь на основании решения правительства России. Это первое. Второе: за изъятие земель Лесного фонда РФ и перевод их из лесов первой группы, к которой и относятся земли Ногинского лесхоза, в земли поселений в обязательном порядке взимается плата. Ее размер зависит от того, сколько требуется вложить денег, чтобы заново вырастить такой же лес. В Электростали эта процедура не была проведена.

    Однако в Рослесхозе не согласны с обвинениями. "Ведь 915 гектаров леса администрация Электростали получила еще в 1994 году, - пояснила "РГ" Анжелика Кондикова, пресс-секретарь Рослезхоза. - В 2003 году была формализована передача земель, которая произошла много лет назад".

    Как выяснилось, администрация Электростали направила в Ногинский лесхоз просьбу включить лесные угодья общей площадью около 915 гектаров в границы города еще в 1993 году. И получила положительный ответ. Возражений ни у кого не возникло, в том числе и у Московского управления лесами Федерального агентства лесного хозяйства. Тогдашний глава администрации Московской области утвердил акт передачи ногинского леса, подписанного директором лесхоза и главой администрации города. И тот поступил на баланс города. А дальше началась путаница.

    Де-факто и де-юре

    Власти Электростали считают, что постановление администрации Московской области от 1994 года об установлении новых границ города является документом, изменившим категорию земель Лесного фонда РФ на категорию земель поселения.

    Но следствие так не считает, потому что в своей документации Ногинский лесхоз не исключил спорный участок земли из Лесного фонда РФ. Почему этого не было сделано? Загадка. Самое расхожее объяснение, которое давали корреспонденту "РГ" в разных кабинетах чиновников: у ответственных за это лиц не дошли руки. Однако в 2003 году администрация Электростали сама сообщила о сложившейся ситуации в министерство природных ресурсов. И тогда оно потребовало навести порядок. Только после этого Ногинский лесхоз официально сдал, а администрация города приняла злополучный лес. Можно ли считать, что эта процедура подтвердила правомерность перевода земель, которая произошла еще в прошлом веке? Вот в этом придется разбираться следствию.

    А как же быть с возмещением суммы за изъятие земель?

    "В 1993 году президент Ельцин своим указом отменил ряд статей Земельного кодекса. В том числе и те, которые касались потерь лесного хозяйства. Земли сельскохозяйственного назначения и земли Лесного фонда РФ стали включаться в городскую черту без взимания платы, - пояснили в Рослесхозе. - Что и было сделано в Электростали. Условие взимать плату за изъятие земель Лесного фонда РФ и перевод земель из одной категории в другую появилось в законодательстве только в 2002 году. То есть значительно позже, чем лес перешел на баланс Электростали. Понятно, что это условие не может распространяться на те земли, которые уже были изъяты из лесного фонда. К тому же в Лесном кодексе было прописано: все леса городских поселений исключаются из Лесного фонда. То есть вопрос о плате за "ногинский" лес подниматься не может". Удовлетворит ли такое объяснение следователей - вопрос. Ведь, повторимся, только в 2003 году были правильно оформлены документы на переход леса к Электростали.

    Увы, это не частный случай. Реорганизация российской лесной службы шла несколько лет. В 2004-м было создано Федеральное агентство лесного хозяйства. По этой причине в разных регионах ряд документов, давно требующих оформления и переоформления, до сих пор ждут своей очереди. В результате получается неразбериха: по одним бумагам земля относится к Лесному фонду РФ, по другим - она входит в черту городского поселения.

    Поделиться