Новости

29.02.2008 04:40
Рубрика: Экономика

Тупик в конце тоннеля

Красноярское метро состарилось, не родившись

Пуск подземки, которого многие годы с нетерпением ждут горожане, вновь откладывается.

Решение о том, что у Красноярска будет свое метро, датировано 1995-м. Реализация амбициозного проекта обещала вывести краевой центр в число ведущих городов России. Но с тех пор многое изменилось. Не утихли лишь споры о том, нужен ли городу вообще столь дорогостоящий вид транспорта. Тем временем, начавшиеся все-таки работы продолжались. Темпы, правда, были черепашьими: за 12 лет удалось проложить лишь около трех километров подземных выработок да вырыть котлован под одну из станций.

Главная причина, по которой ввод подземки в строй неоднократно откладывался, - скудное финансирование. Согласно постановлению правительства России, строительство должно на 80 процентов "питаться" краевыми деньгами и только на 20 - федеральными. При этом столица свои обязательства в том или ином объеме выполняла, край же долгое время их игнорировал.

Наконец в прошлом году, после правительственного решения о выделении красноярским метростроевцам 588 миллионов рублей, изыскали 50 миллионов и региональные власти. Средств хватило на 4 месяца работы.

Между тем в ходе формирования "Народного бюджета" города красноярцы, уставшие часами простаивать в пробках, в числе главных пожеланий мэрии назвали именно пуск подземки. Ответ последовал незамедлительно.

- Если в 2008 году мы получим 6 миллиардов рублей, то к 2012-му введем в строй три станции - "Высотную", "Улица Копылова" и "Вокзальную", - сообщил директор муниципального управления по строительству Красноярского метрополитена Игорь Иванов. - Протяженность первого участка составит порядка 5,17 километра. До 2015 года линию планируется продлить до 9 километров и запустить еще 3 станции - "Площадь Революции", "Проспект Мира" и "Ленинскую" в районе реки Кача.

Однако, по словам генерального директора "Красноярскметростроя" Сергея Галтера, денег строители пока не видели.

- Хвастаться нечем, - признался он корреспонденту "РГ". - Стоим. Точнее, лежим на боку. В обещания уже давно не верим. Для нормальной работы нужно выделять ежегодно 2-3 миллиарда рублей, получаем же в несколько раз меньше. С такими темпами метро у нас будет построено, как в Казани, к тысячелетнему юбилею Красноярска.

О консервации речи уже никто не ведет. Зато все громче мнение: проект устарел. Что и говорить, за минувшие годы транспортная схема города изменилась кардинально. Как альтернативный вариант стал рассматриваться пуск скоростного трамвая.

- От подземного метро никто не отказывается, - комментирует заместитель губернатора Николай Глушков. - Но отдельные его участки планируем проложить и над землей. И вообще, если бы развитие общественного транспорта и метрополитена прорабатывалось сегодня, то проект подземки был бы совершенно другим. Стоило, например, подумать о возведении в некоторых микрорайонах монорельсовой дороги.

Сами метростроевцы не видят в этом проблемы.

- Перспективная схема метрополитена существует разве что только у меня на карте в виде пунктирных линий, - рассказывает Сергей Галтер. - Над ней трудились еще советские специалисты, но, помимо первой очереди, до разработки и официального принятия конкретных проектов дело не дошло. Если заказчик примет решение пустить метро в другом направлении, мы готовы развернуться хоть на 90 градусов. Были бы деньги.

Компетентно

Александр Фадеев, заведующий кафедрой организации перевозок, управления и безопасности на транспорте Сибирского федерального университета:

- Одна локальная линия метрополитена с тремя станциями проблему транспортной перегруженности Красноярска не решит. Это очевидно. Большинству горожан все равно придется пересаживаться на автобусы и троллейбусы. Транспортную проблему может снять лишь метро с разветвленной сетью, а это - очень дальняя перспектива. Не так проста и идея скоростного трамвая. По крайней мере, насколько мне известно, реальных расчетов по этому поводу никто не делал.

Экономика Транспорт Общественный транспорт Филиалы РГ Восточная Сибирь СФО Красноярский край Красноярск
Добавьте RG.RU 
в избранные источники