Два десятка семей из поселка Шереметьевка Лысогорского района Саратовской области могут лишиться своих домов

Бывшие работники колхоза "Родина" обратились к уполномоченному по правам человека в Саратовской области Нине Лукашовой с просьбой о помощи: в результате банкротства предприятия они могут лишиться своих домов. Вместе с уполномоченным в Лысогорский район отправился и корреспондент "РГ".

Там, где был колхоз

Лариса Иванова не понимает, как ее просторный трехкомнатный дом, с туалетом, ванной и всеми остальными благами цивилизации мог превратиться вЕ "строительные материалы".

Ивановы в доме на улице Песчаной живут уже почти 20 лет. Вселились, как и большинство тех, кто сегодня оказался в такой же ситуации, по решению правления колхоза. Договоры социального найма не заключались, в БТИ дом тоже оформлен не был. Но и Лариса, и ее муж Сергей по этому адресу прописаны уже больше 15 лет. За это время они взяли под опеку мальчика Диму, который уже ходит в первый класс. Всегда и вовремя платили за газ, свет, воду. Все как положено.

Что будет дальше, Ивановы, как и еще два десятка семей, не знают.

- Нам предложили выкупить дома по остаточной стоимости, - продолжает Лариса. - Наш оценили в 33 тысячи рублей. Я было уже начала собирать деньги, но оказалось, что у тех, кто уже выкупил свои дома, возникли серьезные проблемы с их оформлением. Вот у Марии Петровны Дорошенко, например.

Мария Петровна 21 тысячу рублей все-таки нашла - деньги для их семьи большие. Дом дочери они выкупили.

- А как же быть? У меня двое внуков, 10 и 15 лет, и фактически они остаются без жилья, - говорит Мария Дорошенко. - Дочь сейчас работает в Саратове, в селе работы нет, а кормить семью надо. Вот я и занимаюсь домом. Но после того, как мы его выкупили, у нас возникли серьезные проблемы с оформлением собственности. В Регистрационной палате нам отказывают в оформлении документов, так как мы купили, как значится в документах, вторичные стройматериалы. Теперь решить вопрос можно будет только тогда, когда суд признает этот дом жилым.

Кстати говоря, дом двухквартирный, мы его видели. При этом одна квартира - признана "вторичными стройматериалами", а у соседей - жилым помещением. Соседи в свое время успели квартиру приватизировать.

Дома, о которых идет речь, находились на балансе колхоза "Родина". Он был образован еще в 1929 году. Фактически с колхоза и началось село Шереметьевка, что в 12 километрах от райцентра Лысые Горы. Красивейшее место, даже зимой это видно. Белоснежную дорогу, ведущую в село, стройными рядами окаймляют огромные сосны. Рядом - река Медведица. В самом селе живут 600 человек, есть детский сад и школа. И еще колхоз "Родина", в котором до недавнего времени трудились почти все жители.

- Сегодня почти все мужики уехали на заработки, - говорит заместитель главы местной администрации Александр Фадеев. - Кто в Саратов, кто в Москву, кто на Север мотается. Мы вот тут даже список попытались составить тех, кто постоянно на выезде находится. Здесь больше восьмидесяти человек. И в основном кто? Мужчины, 30-40 лет. Жен, детей оставили, а самим зарабатывать надо.

Отходы на балансе

В 1990-х годах колхоз стал подсобным хозяйством одного саратовского предприятия. Здесь появились конюшни, ипподром, где часто устраивались бега. С 2000 года "Родина" - сельскохозяйственный производственный комплекс. В основном это большие складские и производственные помещения, есть собственная переработка - выпускали хлебобулочные изделия, макароны, сыр.

- Посмотрите, какие у нас были плантации, где выращивались овощи, сейчас половина земель не возделывается. А мельница наша - со всех окрестных сел к нам свозили молоть зерно, - библиотекарь Нина Агафонова показывает фотографии - они украсят альбом по истории села, который сейчас готовят в библиотеке.

Так было до конца 2006 года, когда решением арбитражного суда Саратовской области (от 7 декабря 2006 года) хозяйство было признано банкротом и в нем было введено конкурсное производство. Фактически жилым помещениям был присвоен статус: по информации арбитражного суда - "нежилые помещения, предназначенные для сезонного проживания рабочих", по информации прокуратуры Лысогорского района - помещения (ввиду отсутствия на них каких-либо правоустанавливающих документов), оцененные как "вторичные стройматериалы". Причем, как утверждают сами жители, о том, что их жилые дома вдруг превратились в нежилые, они узнали от районной прокуратуры. Естественно, они никак не могли с этим согласиться, ведь постоянно проживают здесь уже по 10-15 лет, а то и больше.

- Дома эти поначалу считались служебным жильем, были на балансе колхоза, - рассказывает Наталья Ерхова, до 2005 года проработавшая в колхозе главбухом. - Предоставляли их по решению правления молодым колхозникам на свадьбу, в качестве подарка вручали. В БТИ дома, действительно, на учете не стояли. Но люди-то были прописаны, платили за коммунальные услуги. Мы ежегодно предоставляли сведения по жилью в учреждения статистики. А ведь согласно части 5 статьи 132 Закона "О несостоятельности (банкротстве)" жилищный фонд должен передаваться в собственность муниципального образования.

- Куда мы только ни обращались, - рассказывают селяне, - у нас уже тома отписок накопились. Придет очередная - мы собираемся в библиотеке, читаем. Уже все законы наизусть выучили, а толкуЕ И мы не понимаем, почему сейчас, спустя столько лет, мы должны доказывать свое право на жилье.

Е19 февраля должен был состояться суд о завершении конкурсного производства в СХПК "Родина". Но дело в очередной раз отложили. Теперь его планируют рассмотреть 11 марта.

Как сообщили корреспонденту "РГ" в прокуратуре Саратовской области, сейчас по этому делу завершается проверка. С просьбой провести проверку законности процедуры банкротства в прокуратуру обратились уполномоченный по правам человека и главный федеральный инспектор по Саратовской области.

Комментарии

Нина Лукашова, уполномоченный по правам человека в Саратовской области:

- Мы побывали в Шереметьевке, встретились с людьми, ознакомились с имеющимися документами. Дома эти согласно похозяйственной книге администрации Новокрасавского муниципального образования имеют лицевые счета и почтовые адреса, а граждане, в них проживающие, - регистрацию по месту постоянного проживания. Ежемесячно жильцы оплачивали коммунальные услуги.

Как выяснилось, из 21 помещения четыре имеют технические паспорта, где указаны характеристики жилого помещения. То есть они-то точно отвечают установленным санитарным и техническим нормам, предусмотренным действующим законодательством, и согласно статье 15 Жилищного кодекса РФ являются объектами жилищных прав.

Алексей Нефедов, глава Лысогорского муниципального района:

- Ситуация в Шереметьевке действительно сложная. Мне до сих пор остаются непонятными и действия бывших руководителей предприятия, и арбитражного управляющего. Непонятно, как могло получиться, что на момент постановки вопроса о банкротстве основная стоимость активов составляла 36 миллионов рублей, а в итоге остаточную стоимость имущества оценили в 3,6 миллиона. На сегодняшний день в районе нет базы мощнее, чем в СХПК "Родина". Даже в области такие хозяйства еще нужно поискать. Но производство сейчас стоит, люди потеряли работу, социальные гарантии, а теперь еще и теряют свои дома, в которых прожили много лет.

Между тем

В аппарате уполномоченного по правам человека в Саратовской области отмечают, что вопросы жилищного законодательства и предоставления жилищно-коммунальных услуг по-прежнему остаются наиболее острыми и составляют 21,5 процент от общего числа жалоб. При этом вс чеще поступают вопросы, связанные с собственностью на жилые помещения.