Ответ на вопрос, какими темпами будет дорожать продовольствие, во многом зависит от урожая этого года. Вчера отдел агрометеорологических прогнозов Гидрометцентра РФ обобщил данные о состоянии посевов озимых в стране.
За их состоянием и зимой внимательно следят агрометеорологи - вырубают монолиты (небольшие фрагменты поля), помещают их в тепло, а затем считают - сколько на квадратном метре живых растений. О результатах этой работы заведующая отделом Анна Страшная рассказала корреспонденту "РГ".
Анна Страшная: В этом году зима мягкая, поэтому состояние озимых зерновых пока не вызывает опасений. Расчеты показывают: в Центральном федеральном округе придется подсевать или пересевать яровыми примерно 7 процентов общей площади под озимыми, а в ЮФО - около 5 процентов. В Приволжском федеральном округе ситуация несколько хуже, к началу весны плохое состояние посевов мы прогнозируем на 10-12 процентах площадей.
В среднем по стране к началу весны озимые зерновые будут в плохом состоянии на 6-8 процентах посевных площадей. Это немного, почти вдвое меньше, чем в среднем за последние 5 лет. Вообще, гибель озимых на 10 процентах посевных площадей - это обычно для нашей страны.
Но впереди еще март. Он ожидается в основном теплым, но кратковременные возвраты холодов исключить нельзя. Так что через месяц мы уточним прогноз.
Российская газета: Министр сельского хозяйства Алексей Гордеев не раз заявлял, что с начала нового века в России не было проблем с зерном. Это благодаря погоде?
Страшная: В последние восемь лет агрометеорологические условия складывались в основном вполне удовлетворительно для зерновых. За это время не было, например, таких сильных и обширных засух, как в 1998 году. Тогда валовой сбор зерна оказался самым низким за последние 50 лет.
В прошлом году валовой сбор зерна оказался наибольшим за последние пять лет - 82 миллиона тонн. И это при том, что весной и летом в отдельных районах Южного федерального округа была сильная засуха. Зато в Сибири агрометеорологические условия были благоприятными, и там собрали максимальный за последние пять лет урожай.
РГ: Кажется, прежде всегда считалось, что два года из семи для зерновых - неурожайные. Теперь этот принцип не срабатывает. Что, у нас в стране действительно меняется климат?
Страшная: Климат меняется. Мы все это видим. Но в основном за счет того, что зимы становятся мягче. Условия для перезимовки озимых улучшились. Но вообще мы изучением изменений климата не занимаемся. Наше дело - агрометеорологические прогнозы.
К тому же заметьте - урожаи зависят не только от метеорологических условий. Если посевы сильные, ухоженные, то и засуха, и мороз наносят им гораздо меньше вреда.
РГ: Можно ли сказать, что вся Россия - зона рискованного земледелия?
Страшная: Этот термин ученые трактуют по-разному. Некоторые считают: территория, на которой выпадает 500 миллиметров осадков и меньше, - это и есть зона рискованного земледелия.
Но в нашем понимании, если из-за засухи или из-за недостатка тепла, или из-за заморозков возможна частичная или полная потеря урожая, можно говорить о "рискованном земледелии". В России под наше определение не попадают, пожалуй, только регионы Северного Кавказа, ряд областей Центрального Черноземья и среднего Поволжья.
Кстати
По предварительной оценке Российского зернового союза, при гибели озимых на 6-8 процентах посевных площадей валовой сбор зерна в этом году может составить 82-90 миллионов тонн. Однако многое будет зависеть от погоды весной и летом. А также от того, сколько яровых зерновых посеют растениеводы.