В последней декаде марта на Московской неделе моды знаменитый российский дизайнер Слава Зайцев представит свою новую коллекцию. В ней еще больше акцентов на историзм и русскую традицию, с тонким предчувствием новых модных тенденций. Накануне своего семидесятилетия мэтр ответил на вопросы "Российской газеты".
Российская газета : Благодаря вашему успеху в Париже сорок лет назад мир узнал, что в СССР - невероятно! - есть Мода. И женщины, которых Запад воспринимал как некое чудовищное орудие красной пропаганды, не только пашут на целине и строят заводы. Они еще и умеют быть женщинами...
Вячеслав Зайцев : Вы знаете, я благодарен судьбе за то, что помог миллионам советских, а затем и российских женщин научиться верить в себя, радоваться жизни и красоте. Мое детство прошло в нищете - мама подрабатывала прачкой и уборщицей, а в Москву после окончания Ивановского техникума я приехал в таких обносках - страшно вспомнить! Так что я отлично знал, как невыносимо трудно приходилось нашим женщинам в послевоенное время и потом, когда швейные фабрики выпускали не красивую модную одежду, а безликие робы.
В то время понятия моды в СССР практически не было. Его заменил план, которым и руководствовались директора швейных фабрик. Я старался их переубедить. Главное, что я хотел, это заполнить пустоту, от которой страдали тогда женщины.
РГ : Вы человек популярный, но во многом похожи на отшельника...
Зайцев : Я уверен, что одиночество необходимо творческому человеку так же, как и самодостаточность. Ведь переосмыслить опыт прошлого можно лишь без суеты и в тишине. Я аскет по природе и прекрасно чувствую себя наедине с самим собой, слушая Моцарта и Бетховена, рисуя или сочиняя стихи.
РГ : В молодой советской России Александра Экстер создала немало платьев с элементами народного костюма. Что было толчком для вас в обращении к русскому искусству и культуре?
Зайцев : Моя мама подарила мне счастье прикосновения к великому русскому фольклору. Она была простой женщиной, но очень тонко воспринимала поэзию и духовную красоту родных мест. Она открыла для меня прекрасный мир сказок и легенд, народных песен и танцев. К тому же мой родной город - Иваново - древнейший центр русского ткачества. Да и первый мой диплом, полученный в Иванове, - диплом художника по росписи тканей. Конечно, уже тогда я стремился, чтобы рука могла выразить мысль, а не просто копировать орнаменты или набойки прошлого. С тех пор, кстати, осталась моя любовь к кипенно-белым полотнам, как воспоминания о чистых, колыхающихся на ветру простынях.
РГ : В вашей московской студии постоянно действует экспозиция "Экзерсисы"...
Зайцев : Часть моих живописных работ хранится в Третьяковке и Варшавской галерее, а также в музее Прадо в Испании. Для меня живопись и поэзия были и остаются важнейшими возможностями для творческой реализации.
РГ : Почему западная мода часто выглядит на российских модницах нелепо и почему мы так серьезно относимся к моде?
Зайцев : У нас долго вообще не было возможности красиво и модно одеваться. Но Запад никогда не учитывал и не будет учитывать наш климат и традиции. Поэтому декольте в холодную осень выглядит смешно. Я же всегда стремился создавать комфортную и элегантную одежду. И мне нравится женщина, ищущая свой стиль, стремящаяся к собственному образу. Для нее я и создаю свои коллекции.