03.03.2008 06:40
    Поделиться

    В Тбилиси скончалась знаменитая актриса театра и кино Софико Чиаурели

    Не стало Софико Чиаурели

    Она себя называла актрисой исчезнувшей цивилизации. Это так и есть: материк, где она родилась, которым вдохновлялась, для которого работала, опустился, подобно Атлантиде, на дно времени, в пучину забвения и проклятий. А она-то всю жизнь считала себя советской актрисой, играющей и для грузин, и для русских, и для прибалтов - для всех, кто любил театр и кино, без различия границ и политик.

    Подобно своей матери, великой актрисе Верико Анджапаридзе, Софико Чиаурели воплощала для огромной страны само грузинское искусство. Его красоту, пластичность, его отзывчивость на человеческое горе и всегда дефицитное умение нести в себе самую главную из радостей - радость жизни. Это все она унаследовала от родителей - Верико Анджапаридзе и Михаила Чиаурели. Но учиться поехала в Москву, в Институт кинематографии, где замечательные педагоги Ольга Пыжова и Борис Бибиков научили ее понимать актерское искусство по Станиславскому - а это школа, которой вскормлено все современное мировое искусство, и уже потому интернациональная по природе. И это не только свод профессиональных навыков - это способ видеть мир и реагировать на него. Поэтому ныне осмеянные слова "советский народ" были для Софико не просто словами - глубоко национальная актриса, она вплетала свою краску в общее многоцветье нашего искусства. И только так, на перекрестье этих пульсирующих кровеносных путей, могла существовать в своей профессии, сердечной по сути.

    Такие мастера после распада СССР жили уже как бы в безвоздушном пространстве - из любимого ими искусства словно выкачали кислород. Да и само уникальное явление - грузинское кино - сразу словно погасло, почти перестало существовать. И это трагедия тоже мирового звучания.

    В Тбилиси она играла в театрах имени Котэ Марджанишвили и имени Шота Руставели. Играла там Шекспира и Софокла, Гоголя, Горького и Островского, Уильямса и Дюрренматта, Де Филиппо и Сарояна - репертуар интернациональный, отвечающий размаху ее натуры, для которой домом был весь земной шар. Она снималась у Сергея Параджанова ("Цвет граната", "Сурамская крепость") и Тенгиза Абуладзе ("Древо желания"), у Аллы Суриковой ("Ищите женщину") и Георгия Данелии ("Не горюй!"), снималась в драме, притче, сказке, лирической комедии и даже в мюзикле - в этой картине "Мелодии Верийского квартала" обнаружились ее незаурядные способности актрисы музыкальной. Она там пела и танцевала, вступив с состязание с вошедшим тогда в моду англо-американским киномюзиклом, - и не проиграла это соревнование. Потому что вместе с ней в залетный импортный жанр ворвалась присущая ей стихия народного грузинского искусства.

    Среди ее многочисленных талантов, возможно, главный - талант быть Женщиной. Непременно с большой буквы. Она воплощала само понятие женственности - всегда с гордо поднятой головой, с умным, все понимающим и готовым к сочувствию взглядом, с невероятным обаянием, шармом, даже шиком. Модные понятия от нее отлетали, как шарики-пустышки - она в себе несла дыхание вековых традиций. Глядя на нее, хотелось декламировать Руставели - но она с великолепной актерской интуицией тут же снимала любой налет патетики, спускалась с небес на землю и становилась современной, земной. Такой диапазон дан только очень большим талантам. И не случайно на свой фильм "Ищите женщину" Алла Сурикова пригласила именно Софико Чиаурели.

    Традицию воплощал сам дом, где она жила. Сначала с великими родителями, потом с мужем Котэ Махарадзе, вместе с ним создав музей Чиаурели и Анджапаридзе и Театр одного актера имени Верико. Вот как описывает свои впечатления об этой паре Алла Сурикова:

    "Я ждала встречи с Дамой и Футбольным комментатором - а познакомилась с очаровательной остроумной Хулиганкой и грандиозным театральным Актером. Но главное потрясение в этой паре - их удивительное отношение друг к другу. Таких пар на своем веку я знала очень мало. В моей картине-сериале "Идеальная пара" есть строки Евтушенко: "Тем и страшна последняя любовь, что это не любовь, а страх потери..." - это о них. Дом Чиаурели - это красивая романтическая история. Когда много лет назад молодой кинорежиссер Михаил Чиаурели первый раз поцеловал свою невесту актрису Верико Анджапаридзе, он сказал:

    - На этом месте я построю дом, где мы будем жить долго и счастливо. А потом в этом доме будут жить наши дети. А потом внуки. А потом...

    И построил. Сейчас Софико и Котэ живут в этом доме..."

    Софико больше нет. Дом стоит. В доме живут легенды о ней. В большом доме, для которого она жила и который назывался СССР. СССР тоже больше нет - времена и эпохи уходят, как Софико. А люди продолжают жить рядом в этом пространстве - родственном, как его ни называй. Эта женщина сумела вместить в свою душу, в свое искусство самое главное - историю. Ту, что человечество разворачивает поверх политических дрязг - в ней жизнь человеческих душ. А такая история, как известно, переживет любые времена и никогда никуда не уйдет.

    прямая речь

    Ирма Сохадзе,
    народная артистка Грузии:

    - Софико Чиаурели была не только великой актрисой, но и великолепным человеком, что для меня не менее важно. Она дружила с подругами своей матери, с друзьями своих сыновей. Она находила общий язык с любым поколением, с любым человеком - в Грузии, в России, в мире и, по-моему, во всей Вселенной. Она была человеком великой души. А какие у нее были родители! Наша великая актриса Верико Анджапаридзе и режиссер Михаил Чиаурели - эти имена известны любому грузину, даже маленькому ребенку. А Софико, выросшая в этой атмосфере, была не менее, а, может быть, и более талантлива. Я не могу выразить, какое это сильное потрясение для грузинской культуры. Хотя она болела уже давно, и мы все как-то смирились с мыслью о ее возможном уходе, но до конца привыкнуть к этой мысли нельзя. Это противоречит всему гуманному и человеческому. Но все равно - придется смириться и как-то жить дальше. Пока будет жива грузинская нация имя Софико будет звучать всегда. И мы всегда будем горды тем, что у нас есть такая соотечественница.

    Борис Любимов,
    ректор Высшего театрального училища имени М. С. Щепкина:

    - Я вспоминаю 1986 год, когда был образован Союз театральных деятелей СССР. Прослужил он не долго, всего пять лет. После распада СССР он был преобразован. Но тогда в 86-м в Москву съехались все известные театральные деятели из всех республик. Съезд проходил в Кремле, в президиуме сидели члены Политбюро и так далее. Но за этой формальностью была содержательная сторона. Это прежде всего неформальное общение с людьми из других городов, других республик. И почему-то больше всех других республик у нас тогда любили театральную Грузию. Любили грузинских режиссеров: Стуруа, Чхеидзе. И конечно, среди грузинских актеров все выделяли Софико Чиаурели. В первый же день заседания мы договорились с нашими грузинскими друзьями, что они придут к нам домой. Были Бадри Кобахидзе, Софико Чиаурели, ее муж Котэ Махарадзе, дивный голос которого мы все знали как голос одного из лучших спортивных комментаторов. Софико Чиаурели была главным украшением этого застолья. В расцвете сил, здоровья, красоты, очарования! Вообще, нет ничего прекраснее и талантливее, чем грузинские актеры за домашним столом. Но я краем глаза посматривал на тех, кто сидел за общим столом, а там были очень крупные актерские индивидуальности, и видел, что некоронованной королевой стола была все-таки Софико.

    Меня поразил не только ее актерский дар. Она была редкой индивидуальности человеком. Даже если бы она не стала актрисой, она все равно стала бы выдающейся личностью.

    Поделиться