03.03.2008 02:00
    Поделиться

    Станислав Говорухин: "Артистка" оказалась для дебилов посложнее бинома Ньютона"

    В Гатчине завершился XIV российский кинофестиваль "Литература и кино"

    В гости к гатчинцам приезжали со своими новыми картинами режиссеры Владимир Грамматиков, Юрий Кара, Владимир Фокин, актеры Валерий Баринов, Даниил Спиваковский. Полные залы зрителей собрали поэтический вечер актрисы Светланы Крючковой, встречи с композитором Исааком Шварцем, отметившим 50-летие работы в кино, с актером Дмитрием Харатьяном.

    По традиции московские и петербургские журналисты, писатели, кинокритики, киноведы собрались за "круглым столом" в центральной городской библиотеке им. А. Куприна, темой которого нынче стала "Свобода творчества и литературные произведения на экране".

    "Гранатовый браслет", Гран-при гатчинского кинофестиваля (в Гатчине жил и работал писатель Александр Куприн), вручили Станиславу Говорухину за фильм "Артистка". Приз зрительских симпатий имени народной артистки СССР Клары Лучко также достался этой картине. Отметили призом и Евгению Добровольскую, сыгравшую в "Артистке" главную роль. Свой денежный приз лауреат попросил передать сельским библиотекам:

    - Если они у вас еще есть.

    - В нашем районе работают все библиотеки, - сказали гатчинцы.

    Режиссер Юрий Кара, представлявший на фестивале новую картину "Королев" о выдающемся конструкторе и первых шагах космонавтики, наград не удостоенную, об "Артистке" отозвался так:

    - История простая и незатейливая, но благодаря таланту режиссера и актеров стала произведением искусства.

    Станислав Говорухин на пресс-конференции был настроен пессимистически, говорил, что в новые времена все его фильмы, начиная с "Ворошиловского стрелка", с треском провалились в прокате.

    - И "Артистка" блистательно провалилась. Для нынешних дебилов, которые в основном заполонили кинотеатры, этот фильм посложнее бинома Ньютона. Вы же видите их юмор на телевидении - "Комеди Клаб"...

    Тем не менее зал на "Артистке" был переполнен, и по просьбам зрителей фильм показали еще дважды.

    Приз жюри за лучшую режиссуру присужден Павлу Чухраю за фильм "Русская игра", поставленный по мотивам пьесы Н.В. Гоголя "Игроки". За операторскую работу отметили Михаила Кричмана ("Изгнание" Андрея Звягинцева). В этом же фильме, по мнению жюри, и победитель в номинации "Лучшая мужская роль", им стал актер Александр Балуев.

    Лучшим фильмом для детей назвали "Золотой полоз", поставленный режиссером Владимиром Макеранцем по мотивам сказов П. Бажова. Работу "Андрей Битов. Писатель в полуписьменном мире" режиссера Сергея Головецкого выбрали победителем среди неигровых картин. За музыку поощрили композитора Владимира Дашкевича ("Ниоткуда с любовью, или Веселые похороны").

    Лучшим режиссерским дебютом посчитали фильм Евы Нейман "У реки" по рассказу Ф. Горенштейна.

    Черно-белый слон, приз Гильдии киноведов и кинокритиков, достался Марине Разбежкиной, снявшей драму "Яр" по мотивам повести С. Есенина.

    Газета "Культура", один из учредителей фестиваля, вручила приз режиссеру фильмов "А пейзаж безупречен..." и "Москвадва" Максиму Гурееву - "за поиски нового языка в кинодокументалистике".

    из первых уст

    Владимир Хотиненко, режиссер, председатель жюри:

    - Я впервые на этом фестивале. Наверное, совершил безрассудный поступок, согласившись стать председателем жюри. Искренне признаюсь, что не верю в объективное решение жюри. Но меня вело любопытство, азарт. С этим фестивалем связаны мои надежды. "Жюрение" - проклятое дело. Поэтому я прошу прощения у коллег, которым мы доставили легкое огорчение. Самые горячие дебаты у нас были по номинации "За лучшую режиссуру". Не единогласно, но решили, что награды достойна картина Павла Чухрая.

    В эти дни журналисты спрашивали меня с недоверием, пристально вглядываясь в глаза, пытаясь поймать тень лукавства: "А как вам кажется, гатчинский фестиваль занимает какое-то свое, значительное место в фестивальном потоке в России?" Отвечаю совершенно определенно: занимает. С моей точки зрения, у него есть хорошие перспективы. У фестиваля есть внятно сформулированная идеология: литература и кино. Ощущение от программы у меня адекватно ожидаемому. Большинство фильмов до Гатчины я не видел. Теперь мне будет не хватать этого: прийти с утра в зал, смотреть документальную программу, неигровое кино...

    Александр Журбин, композитор, член жюри:

    - Я часто, начиная с советских времен, сижу в жюри кинофестивалей. На гатчинском был впервые. Хороший фестиваль. Приятная, душевная обстановка. Чувствуется, что Гатчина - город с традициями, тут находится императорский дворец. Здесь много интеллигентных людей. Моя последняя книга "Орфей, Эвридика и я" пользовалась на фестивале бешеным успехом. Я был счастлив, раздал массу автографов.

    Лев Аннинский, эссеист, литературный критик, председатель читательского жюри:

    - Я старожил гатчинского фестиваля, уже сбился со счета, сколько раз присутствовал на нем. Мой выбор - и меня поддержали все члены читательского жюри - фильм об Анне Ахматовой, показанный вне конкурса - "Луна в зените" Дмитрия Томашпольского. Ахматова была существом трудным в общении, менялась в течение жизни. Нелегко собрать воедино несколько ее обликов. Авторам это удалось с помощью двух актрис - Светланы Свирко, сыгравшей поэтессу в младости, и Светланы Крючковой - в старости. Я с легкой душой от имени нашего жюри даю премию этому фильму, коллективу - памяти Ахматовой, памяти ее несчастий - с формулировкой "за попытку понять таинственную суть поэзии Анны Ахматовой и объяснить трагические повороты ее судьбы".

    Светлана Крючкова, народная артистка России, президент кинофестиваля:

    - Хочу низко поклониться читательскому жюри за то, что оно защитило Анну Андреевну. Зрителям она нужна. Фильм не показывает ни один телевизионный канал, недавно его сняли с "Культуры", это страшно, и быть этого не должно.

    Артем Антонов, режиссер, председатель жюри "Сверстники":

    - Мы судили 8 студенческих короткометражных фильмов и 5 полнометражных дебютных картин. Я часто бываю на фестивалях студенческого кино. Тенденции очень похожи. На экране не хватает интересных характеров, показа взаимоотношений, даже если берется глубокий литературный материал - рассказ Бунина или Шукшина. Не хватает сопереживания. Что касается дебютных полнометражных картин, мое мнение - есть фильмы зрительские и есть фестивальные. Мне кажется, хорошо, если бы была "золотая середина", тогда зрительское кино не являлось бы синонимом глуповатого кино, а фестивальное - заумным, неким "кроссвордом".

    Поделиться