Как утверждают в Центральной избирательной комиссии, крылатую фразу: "Наблюдатель - лучший друг избиркома" - придумал глава ЦИК Владимир Чуров. Он свое авторство не подтверждает, но и не отказывается от него. Зачем же отказываться от того, что приносит пользу?
На нынешних президентских выборах эта позиция Чурова по отношению к наблюдателям стала одним из главных принципов работы избиркомов и, как считают сами организаторы выборов, немало им помогла.
Правда, Владимир Чуров отметил, что есть несколько замечаний международных наблюдателей. И пообещал, что в Центризбиркоме к ним отнесутся "со всем вниманием", однако "выполнять противоречащие друг другу рекомендации" не станут.
Часть замечаний касалась организации предвыборных дебатов. Некоторые иностранные наблюдатели высказали неудовольствие, что не были учтены их "озабоченности" после парламентских выборов. На что Владимир Чуров заметил: "Раз не учли, значит, они не были подкреплены доказательствами или не были целесообразны". Кто-то считает подозрительной высокую явку избирателей в некоторых регионах. Но ведь имелись все возможности проверить свои подозрения - наблюдатели присутствовали на большей части избирательных участков.
Поэтому требование увеличить прозрачность процедуры подсчета голосов главу Центризбиркома рассердило. "Непосредственный счетчик голосов стоит в Информцентре, Интернет дает информацию, мобильный портал, и всем доступен пересчет по первым экземплярам бумажных протоколов. Что еще можно сделать для прозрачности, заставить членов избирательных комиссий работать голыми?" - недоумевал Владимир Чуров.
Первые оценки международных миссий наблюдателей появились еще в день голосования. Глава делегации Парламентской ассамблеи Европы Андреас Гросс заявил, что демократический потенциал на выборах президента России 2 марта не был реализован. "Мне не известен документ, определяющий демократический потенциал" - так отреагировал на эту странную претензию Владимир Чуров. И нашел полную поддержку среди независимых европейских экспертов, которые не понимали, какими аргументами руководствовались коллеги из ПАСЕ. "Мы посетили избирательные участки в Москве, три участка в Угличе, а также побывали в одной из близлежащих деревень, - сказал вице-мэр французского города Сент-Уэн Бернар Перего, - обстановка была неидентичной, поскольку в городе голосование проходило в школах, а в деревне - в небольшом зале, поэтому сложно было в полной мере соблюсти тайну голосования". Но тем не менее у наблюдателей не было никаких замечаний по ходу голосования. Бывший вице-премьер Польши Анджей Леппер подтвердил, что "наблюдатели не отметили нарушений избирательного законодательства в ходе выборов в России". Что же касается равного доступа кандидатов к СМИ, то "эта проблема встает во всех демократических странах, в том числе и европейских, - напомнил он. - Даже в США один из кандидатов не получил и седьмой части времени, предоставленной остальным кандидатам".
По оценке наблюдателей от СНГ, которые побывали в 37 субъектах всех федеральных округов России, выборы президента России прошли в условиях "состязательности, альтернативности и конкуренции", "в соответствии с действующим избирательным законодательством и общепризнанными нормами проведения демократических выборов". А некоторые недостатки "носили единичный характер и не повлияли на свободу изъявления избирателей и итоги голосования". Глава миссии наблюдателей СНГ Наурыз Айдаров назвал состоявшиеся в России выборы "свободными, открытыми и транспарентными" и призвал других международных наблюдателей присоединиться к этому заявлению.
Ситуацию с миссией наблюдателей ПАСЕ и их заявлением относительно проведенных выборов член ЦИК Игорь Борисов сравнил со способом предоставления услуг в некоторых автосервисах. "Когда мы просим проверить машину, нам много рассказывают о том, что эту машину надо постоянно пригонять на этот сервис, а почему и зачем, нам так и не объясняют, убеждая в необходимости постоянно пользоваться их услугами. При этом сама машина работает нормально".