Вчера стали известны предварительные итоги президентских выборов. Как и предполагалось, на них победил Дмитрий Медведев. Бизнес-сообщество задается вопросом: что изменится в экономической политике государства? По нашей просьбе сигналы, посланные новым президентом, оценили и прокомментировали предприниматели.
Верховенство закона
На Красноярском экономическом форуме бизнесменов впечатлил один штрих: Дмитрий Медведев начал свое выступление как раз с этого. Причем, отметив, что "телефонное право, и просто административное вмешательство в деятельность суда, может происходить только в том случае, если судья сам готов к такого рода действиям", он этим не ограничился, но показал причины, лежащие глубже. Государство так и не сумело поставить охрану собственности во главу политики - "какая уж тут инициатива или мотивация, если предприниматель знает, что он может в любую секунду лишиться своего дела в результате бандитских операций", - сказал он. С другой стороны, качество законов, то есть того материала, с которым работает суд, оказывается низким. Никто просто не считает последствий принятия законов, они пишутся "по теории", или по умыслу.
Проблема непрозрачности правосудия - едва ли не главный тормоз, считают опрошенные нами предприниматели. "Я был свидетелем того, как суд при банкротстве предприятия утвердил переход его имущества новому собственнику за бесценок, - делится директор инвестиционной компании "Сигма-Ярта" Ярослав Рындин. - В итоге я вынужден был расторгнуть наш контракт с иностранным инвестором, которому со стыдом пришлось объяснять, что решение суда неправосудно.
И это, к сожалению, повсеместная практика". "Зачастую судьи переплевывают рейдеров, выискивая в законах лазейки в пользу одной из сторон", - говорит директор сборочного предприятия, пожелавший остаться анонимным.
Долой барьеры
Говорить об административных барьерах Дмитрий Медведев начал с... административных регламентов. Отточие не случайно: разве, вопреки уверениям чиновников, их все еще нет? Дмитрий Медведев констатировал: пар ушел в чиновный пиар. "Говорим об этом уже лет пять, и все без толку".
Впрочем, чиновники не сидели сложа руки: они изобретали другие "регламенты". "Все эти контролирующие структуры сумели правильным образом подстроиться и тянут деньги за счет вполне легальных платежей... Нигде этого нет, что нужно выложить 6-7 тысяч долларов только за то, что ты приходишь заниматься малым бизнесом", - сказал Дмитрий Медведев на встрече с избирателями в Нижнем Новгороде. "Лучше не скажешь, - заявил нашей газете директор одной из мебельных фабрик. - Если раньше ко мне глава района любил заезжать "просто так", за мздой, теперь он считает это не царским делом, его нукеры сделают все "законно".
При этом рецепт ясен: "Считаю целесообразным заменить большинство разрешительных порядков на уведомительные... Последующий надзор (именно последующий, а не какой бы то ни было другой) должен быть делегирован на региональный уровень или даже на местный..." - заявил Дмитрий Медведев. Другой компонент рецепта - доверить ряд государственных функций самому бизнесу. "Вместо передачи полномочий бизнесу их отдали агентствам, каковых наплодили несусветное количество", - жалуется представитель топливной компании.
Налоги - вниз
"Миф о России как стране низких налогов - это сказки для прессы. Капиталы приходят в Россию, но не "бегут" в нее, скажем, из той же Германии", - говорит женевский брокер Жорж Люсьен, активно работающий с нашим рынком. По его словам, крайне важно, что новый президент признал: налоги остаются тормозом российской экономики, налоговое бремя в ряде секторов выше мирового, почти везде - на уровне самых "жестоких" стран.
"Государство должно собирать ровно столько налогов, чтобы, во-первых, обеспечить те функции государства, которые необходимы для существования самого общества, и, во-вторых, чтобы национальный бизнес не разбежался по другим странам", - акцентировал Медведев. Его тезисы известны: резкое снижение НДС до 10 процентов, а возможно, и замена его налогом с продаж.
Насколько эти настроения поддержал бизнес, настолько осторожное отношение они встретили в правительстве. В конце минувшей недели заместитель министра финансов Сергей Шаталов заявил, что он "вообще не разговаривает" про снижение НДС в 2009 году до 10 процентов. Даже снижение до 12 процентов (но не раньше 2011 года) лишит бюджет триллиона рублей. Возникает вопрос: умеют ли наши финансисты, помимо очевидных убытков, считать выгоды от развития бизнеса? - спрашивают наши собеседники-предприниматели. Тем более что методологию расчетов дал чиновникам в сжатом виде сам Дмитрий Медведев: "Предлагаемые налоговые меры могут привести к определенным потерям. Но уверен, что только в краткосрочной перспективе".
В свою очередь минэкономразвития, по отзывам экспертов, пытается "заболтать" другое налоговое предложение Дмитрия Медведева - дифференциацию экспортных пошлин на нефть и газ. "Сегодня зачастую выгоднее производить мазут, чем бензин высокой степени очистки. Это абсурд", - казалось бы, Дмитрий Медведев все сказал ясно. Но, как разведали журналисты, в минэкономразвития над этим никто не работает. Слова председателя Экспертного совета "Деловой России" Антона Данилова-Данильяна были сказаны недаром: становится ясно, "кто в правительстве готов, а кто не готов исполнять экономическую программу: видимо, тогда будут происходить и кадровые решения". То же - у начальника Экспертного управления президента Аркадия Дворковича: сейчас идет оценка того, насколько нынешняя бюрократия в состоянии реализовать План Путина - Медведева, сказал он.
Инфраструктура во главе угла
Под разговоры об опережающем строительстве инфраструктуры был ликвидирован Дорожный фонд, а хваленый Инвестфонд осилил финансирование участка трассы на Петербург. Дмитрий Медведев предлагает решение: создать государственное АО с функцией госзаказчика, занятое поиском "длинных денег" и выбором подрядчиков из числа негосударственных бизнесменов по тендеру. Региональным строительным монополиям - нож в спину, но странно, что от боли закричали не они, а ФАС, усмотревший в этом "попытку создать очередную государственную монополию, которая будет заведомо неэффективной".
Особый вопрос - авиация. "Чтобы пробраться из Ульяновска в Самару, я летел через Москву, - делится руководитель одного из банков. - Но самое страшное, что так же поступают люди, которым нужно прилететь из Владивостока в Читу, например". Дмитрий Медведев заявил, что отсутствие местных рейсов и высокие цены на федеральные - это вопрос отсутствия конкуренции. "Лично меня тронуло, что Дмитрий Медведев согласился с доводами местного, дальневосточного журналиста - равный допуск авиакомпаний может снизить цены на билеты в 10 раз, - говорит руководитель небольшой авиафирмы. - Если это даже журналисту понятно, почему не понятно тем, кто душит тех же лоукостеров? Причем ФАС не выступал по этому поводу ни разу".
О чем еще часто забывали, так это об IT-инфраструктуре. Старший вице-президент ВТБ, отвечающий за IT-направление, Дмитрий Назипов объясняет, почему в своей красноярской речи Дмитрий Медведев остановился на этом очень подробно: "Дмитрий Анатольевич - чрезвычайно "продвинутый" человек. Так, контроль за реализацией нацпроектов он осуществлял через Интернет, а мониторинг строек - даже с помощью цифровой видеосвязи. На экране его компьютера он в режиме реального времени видел, как и что строится. Известно также, что он "по жизни" активный пользователь Интернета. Так что не сомневаюсь, что при нем развитие телекоммуникаций получит серьезнейший импульс".
Коснулся Дмитрий Медведев и "инфраструктуры инноваций", то есть системы, которая стимулирует коммерциализацию научных идей. Нельзя ограничиваться созданием "пяти технопарков", сказал он, и этим тоже кинул камень в известный огород. "Вероятно, только из жалости он не упомянул о том, как пресловутые особые экономические зоны, в том числе внедренческие, умудряются "открывать" по несколько раз, для разных делегаций, что создает видимость страшно интенсивной работы. В России удумали доверить управление особыми зонами государственному агентству, а не управляющей частной компании, хотя мировая практика давно показала, что лучше", - делится с "Российской бизнес-газетой" руководитель крупной компании, которая является резидентом одной из зон.
Четыре девиза
Дмитрий Медведев озвучил в Красноярске свои четыре "И". У собеседников "Российской бизнес-газеты" тоже родилось четыре пожелания, сформулированных в четырех словах, разве что на одну букву не получилось. Это Правосудие, Дебюрократизация, Либерализм (в плане налогов) и Поддержка. Фактически они пересекаются с четырьмя "И". Вряд ли это случайно: наши собеседники единодушно отмечают, что Дмитрий Медведев говорит так, как "мы бы сами хотели сказать".
Но, безусловно, остается фактор сопротивления бюрократического аппарата. По отзывам наших респондентов, бизнес напряженно ждет формирования нового кабинета, новых кадровых решений. "Все стремятся угадать по настроению чиновника, останется он или нет, - говорит один из предпринимателей. - К сожалению, эта зависимость от персоналий - следствие того самого "режима ручного управления", о котором с горечью говорил Дмитрий Медведев".
Борис Титов, председатель "Деловой России":
- Сигналы, которые Дмитрий Медведев дал бизнесу, и конкретны, и ярки. Медведев четко определил главную задачу: переход от сырьевой модели, от управления "в ручном режиме" - на модель инновационную. Осуществить это можно только на базе модернизации и диверсификации экономики.
Новые задачи диктуют необходимость опереться на гораздо более широкие слои бизнеса. Крупные компании - это хорошо, но сегодня на повестке дня жестко стоит развитие конкуренции.
Этот сигнал нам дан, мы его хорошо услышали. После Красноярского форума у нас с Дмитрием Анатольевичем была еще одна встреча, на которой мы смогли подтвердить наши первые впечатления. Мелкие и средние компании действительно становятся ударной силой экономики. Мы готовы взять на себя эту ответственность, но нам для этого нужны партнерские отношения с государством. В частности, обсуждая налоговую систему, мы расценили как вполне конкретный сигнал предложение о снижении НДС, о замене его налогом с продаж.
В целом у бизнеса сейчас три главные проблемы. Это налоги, кадры и капитал. Что касается кадров, мы позитивно восприняли предложение списывать на затраты расходы на образование. Мы также оптимистично восприняли сигнал о том, что институты развития должны быть ориентированы не только на крупные компании.