Горбачев посоветовал будущему президенту, как распорядиться властью

Россия выбрала нового президента. Я участвовал в выборах и призывал не только близких, друзей, но и всех граждан России идти на выборы и воспользоваться своим избирательным правом. И это несмотря на предсказуемость и даже заданность результата выборов. Итог выборов был предопределен популярностью Владимира Путина, который не только поддержал Дмитрия Медведева, но и согласился в случае его победы возглавить кабинет министров. Такова была особенность нынешних выборов. Многие у нас отнеслись к такой ситуации весьма критически.

Но сейчас я думаю вот о чем. Можно сказать, что выборы уже позади, и при всей важности и думских, и президентских выборов главное сейчас в том, что дальше. В какой-то мере ситуация прояснилась лишь к самому концу предвыборной кампании. У избирателей не было возможности сопоставить разные проекты претендентов, варианты решения стоящих перед страной проблем. Да и состав конкурентов оставлял желать лучшего. И все же люди пришли, голосовали, и это опять-таки результат феномена Путина, доверия к нему.

Теперь встает главный вопрос, как распорядиться властью. Оказав доверие Путину и Медведеву, общество вправе ждать от них выполнения обещаний. Сегодня в России как никогда остро стоит проблема взаимопонимания между государством, обществом и человеком.

Как мне представляется, у нас сейчас имеется уникальный шанс: используя созданные в предыдущие годы предпосылки, благоприятную международную конъюнктуру, твердо встать на путь модернизации страны, причем не только в сфере производства, но и во всех сферах - политической, экономической, социальной. Ключевые направления этой работы - образование, инновации, здравоохранение, управление и, наконец, преодоление бедности в стране, борьба с засильем бюрократии и коррупцией.

Очень важно было, что в последние дни и президент Путин, и кандидат в президенты Медведев в один голос говорили именно об этом. У меня нет сомнений, что они приложат к этому максимум усилий. Но этого недостаточно. Важно, чтобы были созданы механизмы реализации всего комплекса сложнейших задач.

Очевидно, чтобы выйти на объединение усилий и на федеральном, и на региональном, и даже на местном уровнях, потребуется серьезное улучшение кадровой политики. Это не должно быть кампанией. Работа с кадрами, подготовка их к решению совершенно новых задач должны быть продуманной системой. Особенно важно открыть дорогу молодежи. Если власти этим не займутся, то многие заявления и обещания повиснут в воздухе. И никакой пиар не спасет.

Весь мировой опыт свидетельствует о том, что такие масштабные задачи успешно решаются в условиях реальной демократии и гражданской активности людей - когда есть взаимопонимание между обществом и подотчетной ему властью и люди не боятся брать на себя инициативу.

Кто-то скажет, что "нельзя отпускать вожжи", что стране не нужны новые демократические эксперименты, нужна сильная власть, "твердая рука". Но сильная власть, существующая сама по себе, часто оказывается бессильной. Нужна реальная поддержка людей. Путин почувствовал главное, чего хотели люди, - восстановления стабильности и государственности, и получил такую поддержку. Но сейчас, когда надо будет решать еще более сложные, поистине исторические задачи, нужен будет другой уровень обратной связи между государством и обществом.

В контексте этих рассуждений я хотел бы выделить проблему формирования органов власти и избирательного законодательства.

Наша избирательная система нуждается не просто в корректировке, а в основательном реформировании. Необходимы изменения и в организации президентских выборов, и в выборах в Госдуму, и в механизме выборов губернаторов.

На первое место я поставил бы необходимость возвращения к смешанной системе голосования: и за партийные списки, и по избирательным округам. Люди должны иметь возможность знать конкретных кандидатов и делать выбор. После парламентских выборов в декабре 113 ведущих кандидатов из списков победивших партий не стали получать свои депутатские мандаты, а просто передали их малоизвестным людям. 113 мандатов - это 25 процентов! Это просто неуважение к избирателю. Надо понизить барьер прохождения политических партий в Думу, вернуться к 5-процентному порогу.

Считаю, что следует восстановить прямые выборы губернаторов, которые сейчас утверждаются региональными законодательными органами по представлению президента.

В ходе предвыборной кампании не осталась без внимания и внешняя политика России. В последние годы наша страна во многом восстановила свой вес на мировой арене. Это налагает на нас большую ответственность, заставляет проанализировать некоторые позиции и стиль ведения дел.

Россия вправе рассчитывать на понимание со стороны наших партнеров. К сожалению, у части западных партнеров сформировалась устойчивая привычка вместо объективного анализа возникающих проблем искать их в России. Часть западных СМИ буквально зациклилась на антироссийских стереотипах. Критика наших реальных проблем приобретает огульный характер.

На это я отвечаю: наш народ демократичнее, чем вы думаете, но у России за спиной трудная история - 250 лет монгольского ига, затем крепостное право при царе и жизнь в несвободе при коммунистах. А когда это закончилось, то в 90-е годы им пришлось пережить хаос и произвол, которые выдавали за демократию. Наш народ должен учиться на своем прошлом: что нужно принимать, а что отвергать. На это требуется время. Но у России может быть только одно будущее: демократия.

из зарубежной прессы

The Observer

Перед выборами Дмитрию Медведеву сделали трансплантацию имиджа. Стилисты особое внимание уделили сексапильности.

В период перевыборов Путина в 2004 году, согласно социологическим опросам, среди тех, кто за него голосовал, было 59 процентов женщин, которых впечатлила его трезвость и имидж настоящего мачо.

Новый стиль Медведева тоже привлекает к нему поклонниц. "По-моему, он симпатичный, в нем есть некая сексуальная энергетика", - сказала 19-летняя Анна Петрова, студентка юридического факультета из Москвы.

По словам аналитиков, женский электорат также традиционно более склонен выбирать консервативных кандидатов, которые обещают стабильность.

Newsweek

Русские сегодня богаче, чем когда бы то ни было. Среднегодовые темпы экономического роста, превышающие за последние восемь лет 6,5 процента, привели к существенному увеличению реальных доходов и потребительских расходов населения. Безработица снизилась с 12 до 6 процентов, уровень бедности, согласно некоторым расчетам, уменьшился с 40 до 14 процентов. Большинство россиян с теплотой будет вспоминать эпоху Путина.

The Financial Times

Медведев создает себе имидж либерала и "западника", обещая снизить налоги, сократить бюрократическую волокиту, дать больше свободы СМИ и укрепить независимость судебной системы.

Подготовила Надежда Воронина