04.03.2008 08:30
    Поделиться

    Леонид Радзиховский: как избежать опасности двоевластия

    Итак, Дмитрий Медведев - президент РФ на период 2008-2012 годов.

    Что же дальше?

    В политическом театре, как в любом ином, есть пьеса, режиссер, актеры.

    Пьеса не меняется. Не режиссеры ее выбирают - скорее уж она как-то подбирает, подстраивает под себя режиссеров.

    Что уж это за пьеса с открытым финалом такая, которую век за веком ВЫНУЖДЕНЫ ставить в России ВСЕ царственные режиссеры - особый вопрос. Какое-то попурри из "Ревизора", "Горя от ума" и "Бориса Годунова" ... Кто ее написал? Русский Бог, должно быть, водивший рукой всем известных авторов.

    Но какое бы там ни было самодовлеющее тяготение вечной трагикомедии с ее безмолвным текстом, но вот уж декорации, музыку, исполнителей ролей точно подбирает режиссер. Самое наглядное действие - конечно, кастинг актеров.

    Не буду перечислять людей, которые якобы входят в команду Медведева - эксклюзивной информации не имею, повторять статьи коллег нет смысла. На самом деле никто не ждет в ближайшие месяцы резких движений, "ударных возгонок" и карьерных обвалов. Хотя несколько видных чиновников категории "А" явно просятся "под почетный топор" (например, особо заслуженные хотя бы по возрасту - руководители регионов).

    Ключевой "персональный вопрос", который определит все остальное, - разумеется, отношения Путина с Медведевым. Самое интересное: как "пьесу" станут ставить ДВА режиссера?

    Многие признались, что не понимают, как это возможно. Тем более мне не стыдно сознаться - не понимаю!

    В кабинетах будут ласково смотреть друг на друга два портрета или два лица на одном портрете, но это не удвоение ВВП. При самых лучших отношениях портретов (а отношения и правда, сверхдоверительные, иначе Путин сделал бы иной выбор) популярные сказки об "управляемом президенте" так сказками и останутся. В жизни будет совсем иное.

    Президент, Верховный главнокомандующий, которому подчиняются все силовые ведомства, а на самом деле вообще все ветви власти, ОБРЕЧЕН быть самостоятельным политиком, принимающим окончательные решения, несущим за них психологическую и политическую ответственность. Пусть это случится не в миг, не автоматически, с получением "чемоданчика", но это неизбежно произойдет.

    Так в России было всегда - менялись законы, формы политического строя, границы и названия страны, но этот принцип оставался неизменным. Значит, именно здесь, в единоначалии - стержень вечной Вертикали, главный ген, основа российской национально-политической идентичности. Другое дело, что характер этого единоначалия, конечно же, изменялся все время, как менялись флаги на Вертикали и музыка при подъеме этих флагов. Собственно, эволюционная/революционная смена форм единоначалия - это и есть история Государства Российского. Но это особый сюжет...

    Итак, постепенное сосредоточение основных рычагов власти в руках Медведева (прежде всего - власти над теми, кто ему никогда раньше не подчинялся, над "силовиками") и при этом сохранение доверительных отношений с Путиным - такова, видимо, главная проблема первого года нового президента.

    Задачка, прямо скажем, не из легких: созданная сегодня конструкция власти, безусловно, допускает большую опасность двоевластия.

    История двое-, троевластия в России - интересный исторический сюжет. Если взять ХХ век, то это бывало после ухода Абсолютного лидера - "борьба в коллективном руководстве" после смерти Ленина, Сталина. Борьба там была недетская, но всегда кончалась победой того, кто формально (по Уставу партии) занимал высший пост Генсека. Далее, после падения Хрущева, тоже был не слишком внятный период "коллективного руководства" (1964-1965), пока не утвердилась опять же полная власть Генсека. Тут уж столкновения были мягкие, плавные, почти не столкновения, а просто медленное рассаживание вокруг трона.

    Но все эти варианты не являются для нас образцами просто потому, что они происходили после ухода предыдущего лидера за право стать наследником. У нас все не так: Путин никуда не ушел, а наследника назвал он сам.

    Еще меньше наша ситуация похожа на другой тип двоевластия - публичную борьбу конкурентов: Горбачев - Ельцин, Ельцин - ВС. В более слабом варианте - см. Ющенко - Тимошенко.

    Опять ничего общего с нашей ситуацией: Путин и Медведев - политические единомышленники, никогда не конкурировали и (даже не говоря об их личных близких отношениях) отлично понимают, что публичная борьба не нужна, опасна, НЕВОЗМОЖНА для них обоих. Как бы ни колебалась "политическая линия", они обречены быть на одних, а не на разных качелях.

    И тем не менее предустановленной гармонии и триумфа теории бесконфликтности как-то не бывает в реальной жизни - ведь ровно поэтому в большинстве стран с приходом нового лидера прежний, чтобы избежать соблазна конфликтов, уходит по меньшей мере из исполнительной власти. Тем более, как бы ни были доверительны отношения самих лидеров, у каждого из них есть ведь еще и своя команда - и тут новый риск корпоративной ревности.

    Причем Вертикаль устроена так, что резонанс даже от малых конфликтов грозит просто заклинить всю Систему. Чиновник щелочку между двумя первыми лицами найдет и мгновенно в нее юркнет: "разводи и кайфуй". Де-факто не подчиняясь ни тому, ни другому, чиновник и ведомство с тем большей самоотдачей займутся "личной политикой" для решения сугубо личных проблем.

    Успокаивает меня (полагаю, не одного меня) только то элементарное соображение, что, наверное, Путин с Медведевым, с их административным опытом, это все намного лучше представляют и, если уж решились строить столь хрупкую конструкцию, то, видимо, продумали и какую-то "систему иммунитета", балансировки Вертикали. Как эта система станет работать, мы в любом случае увидим очень скоро.

    Что касается общих политических проблем, с которыми столкнулся Медведев, то они очевидны всем. Россия - во сне. И никакие "злые дяди" ее не усыпили - сама уснула на относительно мягкой постели под теплым нефтегазовым одеялом. Не всякий социальный и идеологический сон является чем-то плохим или опасным, иногда он лучше и здоровее, чем повышенная возбудимость, гиперактивность.

    Но плохо или хорошо, а это именно так.

    Политический консенсус власти и общества несомненно существует (и в этом смысле вполне адекватно говорить про демократию). Но верно и то, что это "дремлющее согласие": общество вполне равнодушно к политике, его общественная активность сводится к муссированию нескольких мифов (про НАТО - США, про кошмар 90-х, про олигархов и т.д.) без всякого интереса к реальным механизмам СЕГОДНЯШНЕЙ политики. Эти мифы не навязаны обществу - их сила именно в том, что они "ПОДСЛУШАНЫ" в подсознании самого общества и просто озвучены СМИ.

    Начнет ли власть будить общественную активность и демонтировать эту системную мифологию?

    В действительности это два РАЗНЫХ вопроса.

    С точки зрения либерального консерватора (причисляю себя примерно к этой категории) постепенная перезагрузка снов безопасна и полезна, а быстрое расталкивание общества далеко небезопасно. "Вскочив спросонья", люди могут наделать много всякого.

    Поэтому оптимальной я считал бы "управляемую разморозку" в ограниченных пределах. И мне почему-то кажется, что - по крайней мере в первый год - примерно так и будет.

    Поделиться