Группа предпринимателей из Липецка вышла на митинг в Москве. У Дома правительства они заявили о том, что на местах чиновники устраняют мелкие торговые предприятия в угоду межрегиональным сетевым компаниям.
Митинг в столице, по словам лидера независимого профсоюза "Единство" Татьяны Ртищевой, они провели потому, что с десяток публичных мероприятий, организованных дома, им не помогли. Конфликт между администрацией города и владельцами киосков мелкорозничной торговли, которых и представляет "Единство", не утихает в Липецке с 2005-го года, когда мэр определил полсотни улиц в центре, на которых запретил размещать киоски. Администрация убеждена: киоски для Липецка - натура уходящая. Они не только не вписываются в пейзаж города, но и выпадают из его сервисной структуры, и так уже перенасыщенной стационарными объектами торговли. Санитарные и технологические условия торговли в мелкорозничной сети безнадежно отстали от современных требований; расположение большинства павильонов не соответствует нормативам: зачастую они водружены на инженерных сетях или в перспективных для строительства зонах. В то же время городские власти огласили список из ста восьмидесяти улиц, в том числе и в частном секторе, где присутствие киосков признано пока полезным для жителей. Однако хозяева киосков уверены: на городской периферии их ждет разорение. Тогда не только их семьи лишатся хлеба насущного: в мелкорозничной сети города - до шести тысяч рабочих мест. Они считают, что не чиновник должен решать, нужен ли павильон в конкретном месте: за это горожане проголосуют рублем.
Кстати, недавняя областная конференция "Малый бизнес - 2008" рекомендовала региональным властям не допускать действий муниципалитетов, нарушающих конкуренцию, и дала наказ органам местного самоуправления - разработать меры, направленные на снижение негативных последствий для малого бизнеса при ликвидации объектов мелкорозничной торговли. Как показала та же конференция, недовольство предпринимателей вызывает ситуация в муниципалитетах и с выполнением госзаказа. Типичный пример: в сентябре липецкий предприниматель выиграл конкурс на поставку стиральных и моющих средств в районную больницу с оплатой согласно договору в течение месяца. Первые деньги получил лишь 25 декабря, а сто тысяч рублей ждет до сих пор; должны ему и другие бюджетные учреждения.
Ответственность получается асимметричная: запоздавшего с исполнением договора поставщика могут занести в черный список недобросовестных поставщиков, а с муниципального неплательщика взыщут, и то по решению суда, мизерный штраф. Хотя такого не должно быть по определению: потребности всех муниципальных учреждений внесены в бюджет на год вперед, и с финансированием у них сегодня нет задержек. Также в муниципальных образованиях предпринимателей интересует информация о планах размещения объектов торговли и оказания услуг, общепита и досуга, причем они хотели бы получать ее не из газетных объявлений за месяц до конкурса, а заранее, чтобы с перспективой планировать вложение своих средств. Предприниматели недоумевают и по такому поводу: если им отказывают в каком-либо строительстве или реконструкции, то почему бы вместо сухой резолюции "нецелесообразно" не дать конкретный ответ, объясняющий решение, а может, и предложение администрации о размещении объекта в другом месте. Или на аукционах по продаже земли для производственных нужд, разве нельзя большие и дорогие участки разбивать на мелкие лоты, скажем, до тысячи квадратных метров? Ведь тем самым можно создавать режим наибольшего благоприятствования для малых предприятий хотя бы в тех отраслях, где они особенно нужны: в ЖКХ, промышленности. Словом, по-прежнему от административных барьеров малому бизнесу - большой ущерб; как существенны и затраты на их преодоление: по исследованиям социологов, в среднем по стране - до десяти процентов от выручки предприятия. Все крепче мешает малому бизнесу и другой камень преткновения: отток квалифицированных кадров. Малое предприятие вкладывает в обучение молодого специалиста немалые средства, но не успевает получить от него отдачу: приобретя опыт, через полтора-два года он уходит в крупную корпорацию или открывает свой бизнес, поскольку здесь его карьерный рост ограничен. Хорошо, если у фирмы есть возможность ввести надбавку за стаж работы у себя и повышать зарплату быстрее, чем она растет в этой отрасли в среднем. Иначе проблема становится системной, и предприятия не смогут ее решить без поддержки власти и профсоюзов.
Однако, несмотря на все очевидные сложности, малый бизнес в Липецкой области в условиях жесткой конкуренции, растет и вширь, и вглубь, заполняя еще свободные рыночные ниши. Так, доля вклада малых предприятий и индивидуальных предпринимателей за последний год заметно выросла и достигла сорока шести процентов в общем объеме транспортных услуг. В том же направлении меняется ситуация и в сфере жилищно-коммунального хозяйства: только в Липецке и Ельце функционируют два десятка управляющих компаний, более ста товариществ собственников жилья. И хотя три четверти всех предприятий малого бизнеса "бросили якорь" в областном центре, то уже больше половины индивидуальных предпринимателей ведут дело в районах. Особые экономические зоны, в первую очередь регионального уровня и туристко-рекреационного типа, открывают в глубинке для малого бизнеса фантастические возможности. Конечно, местным предпринимателям трудно будет конкурировать с крупными международными сетями гостиничного сервиса, но мини-гостиницы они могут открыть; не говоря уже о сфере торговли, общественного питания, транспорта, туристических услуг. Региональные власти готовы помочь малому бизнесу в новом перспективном направлении: добыча подземной минеральной воды и ее промышленный выпуск, а также использование водных объектов для активного отдыха населения.