1 марта к Российской Федерации перешли функции председателя Совета Безопасности ООН. Даже беглое знакомство с предварительным проектом программы работы этого органа на март убедительно свидетельствует, что период российского председательства будет насыщенным как по количеству выносимых на обсуждение вопросов, так и по их значению для будущего международной безопасности и стабильности.
Планируется, что в марте СБ ООН сконцентрируется на четырех больших блоках вопросов - обстановка в Афганистане, международная борьба с терроризмом, положение на Ближнем Востоке, кризисные ситуации на Африканском континенте. К этому перечню следует добавить еще один сюжет, который формально отсутствует в проекте мартовской программы СБ, но будет неминуемо находиться в фокусе его внимания еще долгое время, а все непредсказуемые последствия и негативное воздействие которого на деятельность Организации Объединенных Наций, ее Совета Безопасности и всю систему международных отношений в целом пока сложно просчитать. Речь идет об одностороннем провозглашении независимости Косово.
Одной из наиболее злободневных тем в повестке работы Совета Безопасности остается афганская. Ей будет уделено значительное внимание и в ходе российского председательства, тем более что 6 марта ожидается выход очередного доклада Генерального секретаря ООН по положению в этой стране. Фон для этого далеко не самый оптимистичный. Мы с сожалением и тревогой вынуждены констатировать, что, несмотря на предпринимаемые усилия, ситуация в Афганистане не только не улучшается, но и продолжает деградировать. Вызывает серьезную обеспокоенность активизация деятельности движения талибов, "Аль-Каиды", незаконных вооруженных групп, увеличение числа террористических актов и рост наркопроизводства.
По-прежнему под плотным "присмотром" Совета Безопасности будет находиться ближневосточная тематика. Будучи убежденными в исключительной важности внешнего сопровождения переговорного процесса, отмечаем, несмотря на имеющие место огрехи, пользу коллективных методов работы в рамках ближневосточного "квартета" международных посредников в его тесном контакте с Лигой арабских государств. Очевидно, что в условиях последнего обострения ситуации между Израилем и палестинцами становится еще более необходимым поддерживать и развивать тот импульс, который был придан процессу палестино-израильского урегулирования на международной встрече в Аннаполисе. При этом, принимая во внимание тесную взаимосвязь всех компонентов конфликтной ситуации на Ближнем Востоке, следует продолжать усилия, направленные на восстановление движения и на других направлениях мирного процесса - сирийском и ливанском. Это наш принципиальный подход, а потому Россия будет продолжать активную работу по продвижению к созыву полнокровной конференции по Ближнему Востоку. Наша инициатива на этот счет остается в силе.
Что касается "косовского сюжета", то, в какой бы форме он ни поднимался в Совете Безопасности в марте, да и в последующие месяцы, Россия будет продолжать отстаивать свою позицию о нелегитимности самопровозглашенной независимости края как не соответствующей современному международному праву, противоречащей Уставу ООН и основным решениям Совета Безопасности, в частности резолюции 1244, и о незаконности предпринимаемых западными странами односторонних шагов по развертыванию в Косово т.н. миссии ЕС в области верховенства закона в отсутствие санкции на это со стороны СБ ООН и согласия правительства Сербии.
Нам никуда не уйти от того, что вопрос о ситуации вокруг Косово будет оставаться на повестке дня Совета Безопасности. Мы намерены продолжать внимательно и ежедневно отслеживать ситуацию в крае, противодействовать попыткам легитимизации провозглашенной независимости, вытеснения из Косово ооновского присутствия - миссии ООН в Косово. В случае необходимости будем настаивать на рассмотрении косовского вопроса на консультативных заседаниях Совета или требовать созыва чрезвычайных официальных заседаний этого органа, как это было в феврале этого года.
Совету Безопасности предстоит согласовать и принять резолюцию по обновленному мандату Контртеррористического исполнительного директората на основе его недавно доработанного организационного плана. Считаем это направление деятельности ООН одним из приоритетных. При этом исходим из того, что повышение эффективности Контртеррористического комитета и его Исполнительного директората объективно служит интересам выполнения фундаментальной контртеррористической резолюции 1373 и укреплению координирующей роли ООН в сфере борьбы с терроризмом.
Конечно, в какой степени будут реализованы приоритеты, стоящие перед Советом Безопасности в марте, зависит от всех его членов - как постоянных, так и непостоянных. Уверены, что благодаря их конструктивному взаимодействию Совет Безопасности окажется на высоте поставленных перед ним задач. Одно мы можем сказать точно - Россия в силу полномочий, которые она будет иметь как председатель СБ, приложит для этого максимум усилий.