05.03.2008 09:28
    Поделиться

    Иран не поддается "запугиваниям" Совбеза

    Против ужесточения санкций в отношении несговорчивого Ирана никто из членов Совбеза ООН возражать не стал. Лишь Индонезия воздержалась. Единый порыв дипломатов Тегеран, однако, явно не напугал. Действительно, кто теперь станет прислушиваться к мнению Совбеза после того, что случилось с Косово.

    Текст третьей начиная с декабря 2006 года резолюции по Ирану под номером 1803 согласовывался долго и мучительно. США вместе со своими европейскими союзниками - Великобританией, Германией и Францией - уверены, что Иран продолжает тайно разрабатывать ядерную программу под предлогом повышения мощностей для выработки вечно не хватающей электроэнергии. Хотя ни один инспектор МАГАТЭ, несмотря на все их старания, так и не смог найти хоть одно доказательство в поддержку версии западных стран. Правда, гарантировать то, что у Ирана действительно нет ядерной военной программы, тоже никто не может.

    И все же новая резолюция была принята только после того, как во время консультаций членам Совбеза удалось согласовать компромиссный вариант документа. Из резолюции в итоге были сняты все избыточные политические и экономические требования сторонников жесткой линии в решении вопросов иранской ядерной программы. Одним из принципиальных моментов, пояснил постоянный представитель России при ООН Виталий Чуркин, является то, что резолюция не предусматривает возможности каких бы то ни было силовых действий. Иранские же политики продолжают настойчиво требовать верить им на слово.

    "Не верим!" - явно подумали при этом практически все члены Совбеза и проголосовали за введение новых санкций. В резолюции говорится, что Иран не приостановил деятельность, связанную с обогащением и переработкой урана, и проектов на тяжелой воде, а также не возобновил сотрудничество с МАГАТЭ по линии Дополнительного протокола. В соответствии с резолюцией Исламской Республики дается 90 дней на полный отказ от обогащения урана. В частности, предусматривается введение запрета на контакты с представителями ряда иранских ядерных и энергетических предприятий, а также предприятий тяжелой промышленности. Всего в списке числятся 13 имен и 12 предприятий. Кроме того, во исполнение резолюции разрешен досмотр всех вызывающих подозрение грузов из Ирана.

    Международное сообщество также должно более бдительно отнестись к введению в действие новых соглашений с Ираном в сфере торгового обмена и финансов, включая предоставление экспортных кредитов, гарантий или обязательств гражданам иностранных государств, вовлеченных в торговые отношения с Ираном. Кроме того, рекомендовано внимательнее относиться к деятельности финансовых учреждений, имеющих контакты с иранскими банками, особенно с банками "Мелли" и "Садерат", а также с их зарубежными представительствами.

    Ответ Тегерана последовал немедленно и был вполне предсказуемым. "Наша страна не поддастся давлению, запугиванию и незаконным требованиям СБ ООН. Мы не откажемся от своих прав", - заявил постоянный представитель Ирана при ООН Мохаммад Хазаи, обращаясь к членам Совбеза.

    Честно говоря, было бы достаточно странно, если бы Тегеран вдруг немедленно выполнил требования Совбеза ООН, инициированные теми же самыми странами, которые двумя неделями ранее сами публично проигнорировали резолюцию 1244, признав независимость Косово.

    И все же российские дипломаты явно уверены в том, что восстановить доверие к Совбезу ООН и вернуть солидный "вес" его резолюциям все еще можно. В случае с Ираном для начала МИД РФ предлагает применить инновационный подход к переговорам с Тегераном. Нужно это, считают на Смоленской площади, для того, чтобы "шестерка" международных посредников поверила иранским политикам и наоборот. Обе стороны, говорится в заявлении МИД РФ, должны продемонстрировать на деле готовность к сотрудничеству. Российские дипломаты при этом выразили надежду, что "иранское правительство продолжит активное сотрудничество с МАГАТЭ и предпримет необходимые шаги для начала полноформатных переговоров".

    Между тем

    Оправдаются ли надежды российских дипломатов? На днях ответить на этот вопрос сможет Верховный комиссар Евросоюза по внешней политике и безопасности Хавьер Солана, который готов к новой встрече с иранскими коллегами.

    Поделиться