05.03.2008 02:40
    Поделиться

    Школы Приморья внедряют принципиально новые методы обучения

    Школы Приморья обратились к инновациям. Теперь перед ними стоит задача перехода к новым технологиям обучения и ресурсам образования.

    Специалисты Приморского института переподготовки и повышения квалификации работников образования (ПИПКРО) отмечают основные тенденции в развитии педагогической науки. Так, в приморских школах стали повсеместно использовать электронные презентации. Осваиваются здоровьесберегающие технологии обучения. Приветствуется проявление гражданской позиции учеников. Или, по-другому, социализация. Например, много педагогических идей носило патриотический характер в тех школах, которые получили миллион рублей по нацпроекту "Образование".

    Новое - не забытое старое

    Что означает новое слово "инновация", недавно вошедшее в наш лексикон, вряд ли каждый житель края хорошо себе представляет. Это не только новые технологии, но и личностная готовность каждого воспринимать новое, жить не по прежним законам, а в соответствии с современными понятиями о развитии общества и культуры, которых не было доселе, но которые появились и получили признание.

    Приморские педагоги дают определение термину "инновации" применительно к общеобразовательной системе так: это область экспериментальной и опытной работы. Если в той же школе конца 1980-х-начале 90-х годов экспериментальными могли быть только методы обучения и воспитания, все остальное было жестко регламентировано, то теперь есть возможность профессиональной творческой свободы, а право называться инновационной приобретает вся система образования.

    Нужно, чтобы выпускник не просто мог отчеканить весь перечень вызубренных истин, но и умел применить свои знания в реальной жизни

    Как рассказал корреспонденту "РГ" проректор ПИПКРО, кандидат педагогических наук, доцент Александр Петрунько, в начале 2000 года в России был принят ряд стратегических направлений в развитии системы образования. Естественно, коснулись они и Приморья.

    - Ничего подобного не было последние 50 лет, - говорит Александр Викторович. - А делать что-то надо было уже давно: годы перестройки сильно подкосили систему среднего образования. Не секрет, что многие российские специалисты-практики признают, что качество российского образования после 90-х годов прошедшего века перестало быть лучшим в мире. И нужно было принимать меры, чтобы сделать его хотя бы конкурентоспособным.

    Без шпаргалок

    Отсюда новые требования к самой системе образования. Во-первых, она должна отвечать ожиданиям ребенка и его родителей. Во-вторых, соответствовать нуждам общества. И, в-третьих, удовлетворять потребностям рынка труда.

    Для этого ученые предлагают перейти к новой системе оценок школьных достижений. Введение единого госэкзамена - это первое проявление перехода. Как уже много раз говорилось, с помощью ЕГЭ высшее образование хотят сделать доступным для тех выпускников школ, которые стремятся учиться, в том числе и в центральных вузах страны.

    Считается, что единый госэкзамен позволит уйти от субъективного фактора оценивания. Педагоги, учившие школьника, не смогут повлиять на его результат - что-то подсказать, или наоборот, снизить оценку. Присутствовать при ответственных испытаниях будут учителя из самых разных школ, но только не из тех, где учились экзаменуемые. Уровень ответственности педагога становится выше.

    - Но пока в этой системе есть дефекты освоения, - продолжает Александр Петрунько. - Мы знаем факты, когда результаты единого госэкзамена в некоторых регионах появлялись в Интернете в день выпускных испытаний, но сама идея очень хорошая, хотя и затратная.

    Оценивать знания учеников предлагается по новой системе - аутентичной, ориентированной на внутренний результат. Чтобы выпускник не просто мог отчеканить весь перечень вызубренных истин, но и умел применить свои знания в реальной жизни. Педагоги планируют вырабатывать у школяров творческий подход к обучению, привлекая их к участию в различных олимпиадах - предметных, межпредметных, творческих.

    Маршрут для знаний

    Потом педагоги двинутся дальше, к новой школе - профильной. Начиная с 9-го класса появится предпрофильная подготовка, в 10-11-х классах обучение будет уже полностью профильным. Так что ученик получит минимальный объем общих знаний, скажем, процентов 50, остальное придется выбирать для себя самому. Хочешь быть программистом - налегай на информатику и математику, если привлекают гуманитарные предметы - учи русский и читай литературу.

    В Приморском крае по такой схеме уже работает около 30 образовательных учреждений: колледжи, лицеи, гимназии.

    - Сложность перехода на индивидуальный образовательный маршрут заключается в том, что не каждая школа может дать ребенку требуемые ему знания, не везде есть такие педагоги или материальная база, - говорит Александр Петрунько. - Поэтому мы считаем, что нужно объединить ряд образовательных учреждений в ассоциации: в одной школе ученик берет один курс, в другой - второй, еще в одной - третий. Кстати, по такой схеме работают сейчас все школы Арсеньевского городского округа, они объединились, создав сеть нового типа.

    Чем раньше человек найдет свое призвание, тем легче ему будет в жизни. Но вряд ли 15-летний подросток сможет определить, сколько ему нужно прослушать часов химии или алгебры, без помощи взрослых. Помогать ученикам определиться будет и педагог нового типа - тьютер, который разработает программу обучения.

    А если знания невозможно будет получить по месту жительства, спасет Интернет, дистанционное образование, переход на сетевые формы обучения. В Приморье такой опыт уже есть, в некоторых вузах работают факультеты дистанционного обучения, в школах учат по лицензионным московским программам.

    Деньги вслед за учеником

    Третьей глобальной переменой, ожидающей школу, педагоги называют переход на стандарты второго поколения. Так, если раньше стандартизация касалась только образовательного процесса: 15 предметов в школе должны были изучать определенное количество часов, то теперь она распространится и на условия, ресурсы, а главное - на результат образовательного процесса.

    Но у индивидуального инновационного подхода есть немало неприятных моментов. Говорят, что образовательную сеть хотят привести в соответствие с демографическими возможностями и конкретной ситуацией в регионе. И, например, если школа не выдержит конкуренции или не наберет должного количества учеников, ее ждет сокращение.

    Инновации в образовании предполагают и изменения в системе оплаты труда учителей. Школа, как предполагается, перейдет на нормативно-душевое финансирование, что уже делается в некоторых регионах страны.

    - Федеральные деньги должны идти вслед за учеником - это новый механизм оценки качества образования, - говорит Александр Петрунько. - Он призван стимулировать работу учителя, уровень его зарплаты, которая будет зависеть от успеха детей в олимпиадах, от результатов единого госэкзамена.

    К обучению подрастающего поколения хотят привлечь и общественность, организовав попечительские советы, которые должны будут взять школу в свои руки. Пока, как известно, интерес таких структур к образовательному процессу ограничивается либо распределением добровольных финансовых средств на ремонт школ, либо организацией выпускных вечеров. Это, конечно, тоже хорошо, но от попечительских советов учителя ждут и помощи в некоторых воспитательных, профориентационных задачах.

     

    Кстати

    Как сообщили вчера в департаменте образования и науки администрации края, 135 школ Приморья готовы побороться за звание инновационных образовательных учреждений в рамках нацпроекта "Образование". В Приморском крае число участников конкурса постоянно растет. В первый год реализации нацпроекта инновационные программы представили 104 школы. В 2007 году за миллионные гранты боролись уже 116 школ из всех муниципальных образований края.

    Поделиться