06.03.2008 02:00
    Поделиться

    Члены одного из самых закрытых женских клубов России предлагают помощь малым предпринимателям

    Дамы из "Комитета 20-ти" состоятельны во всех отношениях, но объединяет их не уровень материального положения, а профессионализм и компетентность.

    Это они придумали Windows

    Члены этого клуба возглавляют банки и крупные компании, владеют домами моды и издательствами, реформируют железные дороги и даже - представить сложно - национальную ядерную энергетику, представляют в России всемирно известные бренды вроде представительства Microsoft в России и СНГ. Почти как в песне: "Это мы придумали Windows, это мы объявили дефолт..." Впрочем, дефолт объявили все-таки не они.

    По статистике, присутствие женщин в российской экономике достаточно велико, но цифры - вещь лукавая. В число женщин-руководителей входят прежде всего главные бухгалтеры (82%), начальники отделов кадров и маркетинга, шефы департаментов продаж. Но это все подразделения среднего уровня, где решения, как правило, исполняют, а не принимают. Непосредственно же руководителями компаний являются только 4% россиянок.

    - В доме должна быть хозяйка, - считает президент "К20" Анна Белова. - В правлении же компании таковой может быть женщина-профессионал. Но она должна там быть не в силу обязательности или условной квоты. На мой взгляд, ее присутствие обеспечивает более широкий спектр оценки, анализа вариантов и выбора оптимального решения, т. е. повышает жизнестойкость и конкурентоспособность вырабатываемых стратегий развития, а значит, бизнеса в целом.

    - Россия - единственная страна мира, где женщин, стремящихся стать предпринимателями, больше, чем мужчин, - соглашается с ней Марина Малыхина. - По данным социологов, каждая пятая россиянка готова попробовать себя в роли владельца собственного бизнеса. Мужчины менее активны: таковых лишь 18%.

    Но если так велика потребность в женщинах-лидерах и их желание таковыми стать, то почему комитет всего 20-ти?На цифру "20", по мнению исполнительного директора "К20" Елены Федяшиной, не стоит обращать внимание. Число было актуальным лишь на этапе создания клуба в 1999 году. Сейчас это не более чем просто название.

    Идея женской организации такого формата не нова. Похожие структуры есть в разных странах, например в США. Но в ходе начавшегося еще лет пять назад общения со своими западными коллегами члены "К20" выяснили, что их не надо учить бизнесу и лидерству. У них накоплен собственный опыт создания компаний, часто - с "нуля", и последовательного превращения их в лидеров отрасли. Этим опытом они готовы поделиться.

    Матриархат отменяется

    Рассказывая о стратегических целях "К20", его члены говорят, что объединились для интеллектуальной взаимопомощи и поддержки россиянок в предпринимательской сфере. При этом здесь подчеркивают, что не собираются бороться за права женщин. Только - за их возможности и перспективы.

    - Наша цель - оказать содействие потенциально успешным женщинам, - говорит вице-президент "К20" Эльвира Маймина. - Но не только потому, что мы такие умные, просто мы уже прошли этот путь, каждая из нас достигла результатов, и мы знаем, как это сделать. В России сегодня много сильных и успешных женщин. Причем даже в таких отраслях, как, скажем, угольная и нефтегазовая. Проблема в том, что за пределами своих компаний их почти не знают. Они не всегда могут обменяться опытом, а часто им просто не с кем посоветоваться. В современном мире даже там, где позиции женщин жестко определены религиозными или национальными традициями, многие из них активно участвуют в политических и социальных проектах. А мы в России - европейской стране - как дети радуемся тому, что появилась тенденция повышения роли женщины в общественной жизни!

    Однако, по мнению Майминой, не стоит связывать успехи россиянок в построении своей карьеры с ложным мнением, что настоящие мужчины вырождаются.

    - В любом деле успех там, где ставку делают на профессионализм, а не на разницу полов, - говорит она. - В женщине-руководителе есть очень много плюсов, но столько же и минусов. Просто нужно грамотно использовать и сильные качества мужчины-лидера, и женские инстинкты, особенно инстинкт самосохранения. Тогда есть шанс создать гармоничное общество.

    Муж, карьера, куча детей

    Составить типовой портрет члена "К20", увы, невозможно. Они все слишком индивидуальны. Но несколько цифр дают представление о членах клуба. Возраст - от 28 до 60 лет. В основном в бизнесе с конца 80-х - начала 90-х годов. Почти все замужем, муж либо бизнесмен (часто - бизнес с супругой раздельный), либо служащий, реже - политик. В отличие от мужчин-коллег, решения принимают, как правило, за чашкой чая. Никаких интриг, скандалов, разговоров на повышенных тонах.

    И еще. Ни одна из них не соответствует сложившимся в обществе стереотипам - возможности женщин преуспеть только в узконаправленных бизнесах (салон красоты, образование, сфера услуг), хронической нехватки у бизнес-леди времени на радости жизни и несчастий в браке.

    - Несмотря на загруженность, у членов "К20" остается время на занятия спортом, открытие галерей, помощь церкви и детским домам, чтение книг, походы в театр и многое, многое другое, - рассказывает Елена Федяшина. - Одна ездит в стиле "Формула один", другая пилотирует самолет. Многие - кандидаты наук, есть доктора. Только одна из нас не замужем. И то по молодости. У пятерых по трое детей, у десятерых - по двое. А вот рожаем мы, кстати, преимущественно пацанов.

    Опираясь на факт создания "К20", можно дать некоторую оценку уровню развития социальной инфраструктуры российского общества.

    Во-первых, оказывается, вопреки сформировавшемуся мнению в России есть эффективные женщины-руководители, способные руководить различными производствами, банками, отраслями экономики и целыми регионами.

    Во-вторых, в обществе постепенно меняется ценностный ряд - появляются люди, накопившие немалый профессиональный опыт, которые хотят им поделиться с окружающими. Они готовы делать это безвозмездно, только ради создания в стране логичной, понятной и эффективной структуры бизнес-отношений, способствующей формированию адекватной социальной среды, выработке преемственности и сохранению традиций в бизнесе. Характерно, что в авангарде этих людей находятся женщины - "хранительницы очага", в которых на генетическом уровне заложено думать в первую очередь не о себе лично, а о своем доме, о близких. Просто у женщин из "К20" понятие своего "очага" выходит за пределы отдельно взятой квартиры.

    И, в-третьих, очевидна проблема недостаточно эффективного механизма передачи профессионального опыта, самореализации и построения бизнеса. Во всяком случае для женщин. Иначе они бы не искали новых форм взаимодействия и не создавали бы "Комитет 20-ти".

    конкретно

    Елена Федяшина,
    исполнительный директор "К20":

    - Мы разработали и реализуем программу под названием "Менторинг". Это можно перевести как "наставничество", но только в более глубоком, расширенном значении слова. Основная идея в том, что человек, уже накопивший определенный опыт в том или ином виде деятельности, делится им, историей своих успехов и неудач, с менее опытными. Это не обучение, а обмен опытом, моральная и интеллектуальная поддержка, помощь и советы в разрешении трудных ситуаций на собственном примере. Здесь нет отношений "старший - младший", "начальник - подчиненный". Человек сам вправе решать, воспользоваться советом или нет, подходит ему этот опыт или нет.

    Исследования эффективности нашей программы доказали, что, например, внутрикорпоративный менторинг заметно повышает показатели работы компании в целом, способствует адаптации новых сотрудников, овладению навыками корпоративной культуры. Все более популярным становится менторинг, который можно обозначить как "помощь бизнес-бизнесу". Вы спросите, а как же конкуренция? Но, во-первых, менторинг не предполагает обмена конфиденциальной информацией или какими-то профессиональными навыками и секретами. Но обмен контактами, накопленным опытом весьма эффективен и приносит пользу обеим сторонам.

    Но тем, кто решит обратиться в "К20", настоятельно не рекомендуется: просить денег на развитие; пытаться пристраивать детей и родственников; рассчитывать на меценатство и спонсорство. Например, надеяться на оплату билетов и гостиницы. Сами семинары, мастер-классы, тренинги и проч. для тех, кто пройдет отбор - бесплатны.

    Возраст и место жительства участника программы значения не имеют. Но если человек намеревается обратиться за помощью в "К20", то он должен заниматься малым или средним бизнесом, иметь опыт управления компанией. Мы готовы помочь ему расширить деловые связи, развить лидерские качества, рассказать о современных стилях управления, стратегическом планировании, способах развития его компании и т.д.

    Проще говоря, мы можем помочь людям открыть дверь в новый мир. Но тянуть туда никого не станем.

    Обратная связь
    www.kom20.ru
    e-mail: aarwoman@online.ru

    Поделиться