Принц Гарри вернется на передовую в Афганистан

В минувшую субботу на базе Королевских воздушных сил в британском Брайз-Нортоне приземлился военный транспортник, доставивший с афганского фронта группу военнослужащих.

Дождавшись своей очереди, по трапу спустился докрасна прокаленный солнцем рыжеволосый парень в чине младшего лейтенанта, которого трудно было бы выделить из общего строя облаченных в камуфляж людей, если бы камеры ведущих мировых телеканалов не нацелили свои объективы именно на него.

Восхищенная Британия встречала своего героя, Его Королевское Высочество принца Гарри. Шагая по летному полю рядом с боевыми товарищами, "высочество" между тем исподлобья бросал на встречающих хмурые взгляды. Младшему лейтенанту было явно неловко перед сослуживцами.

В сопровождении старшего брата Уильяма и папы Чарльза Гарри уехал в загородный дворец. Уехал смывать с себя пыль афганских пустынь. Уехал, чтобы ждать, когда подъедет из Афгана полковник, его фронтовой командир, который, как надеется Гарри, наверняка поможет ему вернуться на передовую. Наследник номер три в очереди на британский престол дал понять яснее ясного: воинский долг кадрового офицера для него превыше всего.

О том, что 23-летний принц Гарри, младший сын Чарльза и Дианы, начиная с самого Рождества находился на фронте, сражаясь в афганской провинции Гильменд с талибами, не знал в Британии никто, кроме политического и военного руководства страны, да еще главных редакторов британских СМИ. Последние заключили с минобороны "пакт о ненападении" на Гарри, который было бы вернее назвать обетом молчания. Наследник британского престола принц Чарльз сказал после возвращения сына, что непросто было ему все долгие 10 недель поддакивать друзьям и знакомым, выражавшим сочувствие, что Гарри так и не пустили на фронт в Ирак.

Между тем засветить принца значило бы подставить под удар его безопасность, а заодно с ним и безопасность служащих всего полка. Для талибов английский принц был бы бесценным трофеем. Принц Гарри исполнял на передовой обязанности авианаводчика.

В пустыне, на передовой, у королевича, как нетрудно догадаться, не было никаких "особых условий". "Нормальный душ я не принимал уже четыре дня, а одежду не стирал целую неделю. Это здорово - побыть хоть раз нормальным человеком", - говорит Гарри.

Не за это ли и сделали ли из него в Британии героя? Быть может. Все-таки не каждый день принцы идут на войну, рискуя пролить свою "голубую" кровь наравне с кровью простых и нетитулованных. И это важно для страны. Ее матерям важно знать, что ценность жизни их сыновей не измеряется титулами. Что их королева точно так же не спала ночами в ожидании внука с фронта, как не спали они. Принц Чарльз, счастливый, что его сын "вернулся целым", в своем интервью признался, что теперь понимает, каково приходится всем тем, чьи сыновья ушли на фронт.

Но есть и еще одна высокая идея в том, что Гарри пошел на войну. Британия показала всем остальным, что, сражаясь на чужих фронтах за правое дело, она готова поставить под боевые знамена даже своих принцев.

Гарри вернули домой, потому что его анонимность была раскрыта. Британские генералы сочли, что риск для Гарри и его сослуживцев становится слишком велик. Своему оставшемуся воевать командиру отозванный в тыл младший лейтенант Уэйлс (он же принц Гарри) сказал, что надеется вернуться на передовую: "Очень, очень скоро".

прямая речь

Юрий Поляков,

писатель

- Ситуация с принцем Гарри наводит на грустные мысли. Потому что у нашей элиты избавить своего отпрыска от армии все еще считается нормальным. Этим людям по большому счету все равно, что о них думает народ.

Королевскому дому Великобритании не все равно, потому он и правит несколько столетий. С точки зрения воспитания будущего монарха отправка принца в Афганистан выглядит совершенно правильной. В том числе и таким образом воспитывается настоящий государственник. А когда человек не знает, что такое армия, ему ничего не стоит, к примеру, линкор на иголки пустить.

Чем сейчас британцы занимаются в Афганистане? Да тем же самым, чем занимались там советские войска, - утверждением своих геополитических интересов. Но британцы гордятся тем, что принц поехал и послужил по сути в оккупационных войсках. А мы до сих пор каемся за свои действия в Афгане и у всех просим прощения. Мне кажется, это как раз та ситуация, когда нашей молодой демократии не грех поучиться у мудрой старой британской государственности.

Не берусь утверждать, что абсолютно все руководители отмазывают своих сыновей от военной службы. Скажем, некоторые российские генералы отправляли своих на войну, правда, их дети были офицерами. У Георгия Шпака и Константина Пуликовского сыновья погибли в Чечне. А вот Павел Грачев в это время перевел сына в другое ведомство. Стоит ли удивляться, что при Грачеве у нас армия развалилась. Это то же самое, как если бы директор колбасной фабрики своему сыну сказал: "Ты, сынок, мою колбасу не ешь, а ешь другую".