В Барнауле работники ГИБДД не контролируют опасные перекрестки города

Ежедневно в краевом центре происходят десятки дорожно-транспортных происшествий, нередки случаи, когда в них гибнут люди.

В причинах некоторых из этих ДТП попытался разобраться корреспондент "РГ".

Знаки дорожного препинания

Прописная истина: во многом безопасность движения зависит от правильности его организации. Здесь и за примерами далеко ходить не надо. Достаточно вспомнить пресловутый перекресток улиц Малахова и Юрина в краевом центре, где редкий день обходился без ДТП, и те десять лет, что потребовались работникам ГИБДД и городским властям на изменение схемы движения на данной развязке. Сегодня аварии здесь случаются, но их стало во много крат меньше. Вполне понятно, что культура водительская совершить столь резкий скачок вверх просто не могла. А отсюда вывод: относительная нормализация дорожной обстановки достигнута в результате найденного грамотного решения организации дорожного движения.

Значит, выход из ситуации при желании можно найти. Тем более непонятными в этой ситуации остаются моменты, когда на других "сложных" перекрестках движение автотранспорта организуется по схемам, неподдающимся объяснению. Взять торгово-развлекательный комплекс "Европа" на пересечении Павловского тракта и улицы Георгиева в Барнауле. С точки зрения ГИБДД здесь все четко и грамотно. Мнение же водителей, желающих завернуть в "Европу", иное - невозможно без нарушений подъехать к комплексу, если движешься по тракту в сторону аэропорта. А чтобы подрулить по правилам, разворачиваться нужно бог весть где. Вот и сворачивают наперекор всем правилам и установленным знакам дорожного движения. Мало того, что в результате этого "лихачества" ДТП здесь явление привычное, пешеходы страдают. Недавно поход в кино для 14-летней девочки закончился пребыванием на больничной койке в отделении реанимации.

Говорить о том, что повинны в этом только работники ГИБДД, язык не поворачивается. Есть предложение и городским властям - построить на этом сложном перекрестке подземный пешеходный переход. Но это дело не одного дня. А следить за безопасностью движения сегодня и гарантировать ее никто, кроме людей в погонах, не вправе. Предвижу привычную в этих случаях отговорку: мол, на все перекрестки постовых не поставишь. Возможно это и так, только нашли же блюстителей дорожного порядка на вахту возле ГУВД края. Каждый день здесь исправно службу несут рядом с четырьмя "лежачими полицейскими" столько же стоящих! А участок-то проспекта Ленина в этом месте далеко не самый аварийный. Вот и возникает предположение, а не потому ли обосновались здесь постовые, что работа их хорошо видна из окон кабинетов больших милицейских начальников? Вопрос, конечно, не нашей компетенции, но может людям с жезлом поменять хотя бы на время место дислокации? И обосноваться у пресловутого комплекса "Европа".

Тем более, что "горячих" точек на дорогах краевого центра хватает. На том же Павловском тракте это еще и торговый комплекс "Лента" и "Мерседес-центр". А совсем скоро открывает там свой салон автоцентр АНТ, некоторые банки разместят дополнительные офисы. Вот и получается, что уже сейчас пристало время думать, как организовать безопасный подъезд ко всем этим структурам при движении по Павловскому тракту в сторону аэропорта.

Разворот на 180 градусов

Пока же нередко складывается впечатление, что на отдельных автомагистралях Барнаула дорожные знаки развешаны таким образом, чтобы создавать дополнительные сложности водителям в плане "общения с представителями ГИБДД" и затруднять движение автотранспорта.

Попробуйте свернуть на улицу Попова, если вы едете по объездной дороге в сторону бывшего завода синтетического волокна! Без нарушения правил это невозможно. Чтобы все-таки повернуть, нужно для начала проехать в сторону ЗСВ, там отыскать "карман" для разворота на 180 градусов, при этом хорошо, если все ограничится небольшой пробкой. А если ДТП! Вот и ищут водители выход. Знак, обозначающий "движение прямо", зачастую приводят в негодность, заламывая его в сторону улицы Попова.

Только работники ГИБДД не всегда за этими нюансами внимательно следят. По традиции паркуются у АЗС на Попова и тормозят нарушителей. Последние оправдываются, мол, знак не читается. Иногда номер проходит. Да и как иначе, если в служебной инструкции работника ГИБДД черным по белому написано: прежде чем заступить на службу, необходимо проехать по участку, осмотреть все знаки и только потом расчехлять жезл. При всей кажущейся сложности ситуации проблема здесь вполне решаемая. Это доказали трамвайщики, проложив несколько лет назад рельсы с объездной трассы на улицу Попова. Может и для организаторов автодорожного движения данный пример окажется заразительным?

База устарела

Расхожая фраза "Пьяный за рулем - преступник" в полной мере соответствует суровой действительности. Но есть и другой постулат, с которым сложно спорить. На нервах за руль лучше не садиться. Другое дело, кто эти нервы, что называется, "накрутил". И вот здесь нередко представители ГИБДД в общении с владельцами авто в выборе средств и методов не стесняются.

…Напряженное рабочее утро. На мобильном телефоне высвечивается незнакомый входящий номер.

- Старший инспектор розыска полка ДПС капитан Капустин беспокоит. На вашем автомобиле совершено ДТП, машина скрылась с места происшествия.

На другом конце провода вполне естественный шок, и лишь спустя какое-то время звучит ответ:

- Мы эту машину продали два года назад.

Теперь не находит чем парировать капитан Капустин.

- Ладно, - молвит он, - я вам перезвоню в 18 часов.

Интересный подход. Будто на свидание пригласить собрался. По сути же человек в форме предъявляет обвинение гражданину по телефону в совершении преступления. И при этом не оставляет обвиняемому даже своих координат. Когда начинаются разбирательства, выясняется, что капитан пользуется компьютерной базой двухгодичной давности и его не сильно-то беспокоит тот факт, что коллеги при снятии автомобиля с учета не сочли нужным внести в базу соответствующие изменения, касающиеся нового владельца машины и ее места дислокации.

Спустя несколько дней в разговоре с журналистом "РГ" капитан пойдет еще дальше и заявит, его вины в том, что приходится работать, пользуясь такой базой данных, нет, это начальство недоглядело. Может, оно и так. Только тревоги случившийся факт у капитана Капустина не вызвал. Докладных он руководству не писал, а так и продолжает заниматься розыском, руководствуясь цифрами двухгодичной давности.

И вот этот факт уже не может не настораживать. Работники ГИБДД подобным образом расписываются в своей бесконтрольности, кто у них ездит за рулем авто, совершивших ДТП. А это уже прямым образом влияет на безопасность движения. Вести же в данном случае речь о розыске угнанных автомобилей, язык не поворачивается.

Можно и дальше продолжать приводить факты, прямо или косвенно влияющие на безопасность движения в Барнауле. И касаться они в равной степени будут не только представителей ГИБДД, но и других причастных к решению данной проблемы лиц. Вопрос сегодня в другом: когда прекратятся взаимовежливые кивания в адрес друг друга и начнется конструктивный диалог сторон о наведении надлежащего порядка на дорогах?

Комментарий

Алексей Белобородов, начальник ГИБДД ГУВД Алтайского края, полковник милиции:

- Что касается дорог, они далеко не все в нормальном состоянии. Практически повсеместно оставляет желать лучшего дорожное освещение, много недостатков в обустройстве автобусных остановок. В населенных пунктах края не хватает около 20 процентов дорожных знаков от числа необходимых. И подобную информацию ГИБДД постоянно доводит до сведения руководителей муниципалитетов. Но в большинстве случаев воз и ныне там.