Все проблемы уфимское ТСЖ "Гвоздика" решает самостоятельно, без помощи муниципалитета.
Прием жильцов и работников председатель товарищества, бывший военный и жилец этого же дома по улице Губайдуллина, 19/6 Эдуард Сафин ведет на лестничной площадке между лифтом и мусоропроводом. В собственной квартире домоуправ держит метлы и лопаты, так как помещения для ТСЖ застройщик не предусмотрел. Хотя создать его поспешил сразу после сдачи дома. Причем без всякого участия будущих жильцов.
За несколько лет товарищество задолжало поставщикам коммунальных услуг более миллиона рублей. И его впору было объявлять банкротом. Сказались и неплатежи некоторых владельцев квартир, и откровенно слабое управление менеджеров, назначенных застройщиком. В октябре 2004 года Сафин провел собрание собственников жилья и взял бразды правления ТСЖ в свои руки. За эти годы ему пришлось участвовать в 22 судебных процессах. Он убеждал нерадивых жильцов погашать долги по квартплате, воевал с недобросовестными поставщиками коммунальных услуг, завышающими тарифы.
- Многие структуры относятся к ТСЖ как к коммерческой организации, - рассказывает корреспонденту "РГ" Эдуард. - В обычном муниципальном доме за эксплуатацию лифтов берут одни деньги, а с нас - на порядок больше. Соседям выделяют средства на ремонт крыши из бюджета города, а нам нет. Даже детский городок мы из Питера сами привезли. А ведь тоже все налоги платим.
Первый кредит доверия от жильцов Сафин получил, когда провел несколько коммерческих телефонов. А главной победой стало обеспечение дома горячей водой. Дело в том, что для удешевления строительства в квартирах установили лишь скромные электронагреватели, с которыми было одно мучение. Эдуард убедил соседей оплатить подключение к централизованному водоснабжению.
- Квартплата, конечно, не покрывает всех затрат, но больше собирать деньги не буду принципиально, - говорит он. - Только то, что положено по тарифам.
По мнению Сафина, если бы в ТСЖ входило несколько домов, возможностей для финансового маневра было бы больше. Сейчас приходится проявлять смекалку для привлечения дополнительных средств. Сдать в аренду имеющиеся в доме нежилые помещения ТСЖ не может. В 2001 году застройщик умудрился в нарушение постановления правительства республики продать их двум юридическим лицам. Сафин их за собственников не признает и надеется вернуть площади.
Экономить приходится на всем. Председатель сегодня в одном лице и начальник, и главный инженер, и экономист, и мастер за одну скромную зарплату. По предложению электриков внедрили менее энергоемкую систему освещения в подъездах. Во дворе лампочки также через реле включаются только при наступлении темноты.
Двор - отдельная проблема. Силами ТСЖ посажены деревья, цветы, огорожена детская площадка, планируется установить шлагбаум. Но в любой момент все это может быть разрушено, поскольку земля вокруг дома за товариществом никакими правовыми актами не закреплена. А где кончается зона ответственности за благоустройство ТСЖ и начинается территория соседнего дома, никто не знает. А ведь от этого еще и зарплата дворников зависит. Однако межеванием земли сегодня никто не занимается. Гораздо проще районному начальнику проехать и дать указание: срочно постригите газон. А чья трава у дома - еще вопрос.