06.03.2008 01:44
    Поделиться

    Воронежская матрешка вошла в число лучших на конкурсе, который устраивала ООН

    Любимая народная игрушка готовится отметить свое 110-летие
    Самый известный русский сувенир не должен обесцениваться низкопробными подделками - уверена воронежская художница Елена Матвеева.

    Мастер имеет право на такую категоричность: созданные ее руками матрешки, которых не спутаешь ни с какими другими, вошли в коллекции российских и зарубежных музеев и на протяжении многих лет завоевывают награды на престижных международных выставках.

    Российская газета: Елена Геннадьевна, мы с вами беседуем в юбилейный для русской матрешки год - она вроде бы должна отмечать свое 110-летие?

    Елена Матвеева: Тут мнения исследователей расходятся: некоторые считают, что матрешка появилась на свет в 1898-м году, другие - что в 1897-м. Но все сходятся в одном - это значительное для русского народного творчества событие произошло в конце 90-х годов XIX века. У известного русского мецената Анатолия Мамонтова была мастерская "Детское воспитание", где изготавливали так называемые "умные игрушки", призванные воспитывать и развивать детей. И вот однажды Мамонтову с выставки японского традиционного искусства, которая проходила в Петербурге, привезли в подарок фигурку мудреца Фукурумы - эдакий старичок с вытянутой головой. Кукла открывалась - в ней была другая, в другой - третья, и так далее. Мамонтов показал фигурку художнику Малютину, который и сделал эскиз первой матрешки, - это была коренастая девочка с толстой головкой, одетая в сарафан и держащая черного петуха. Токарь Звездочкин куклу выточил. Ее назвали Матреной - в то время на Руси это было распространенное имя. Впоследствии тематика матрешечных комплектов была самая разная, - например, "Репка" или "Мертвые души", где куклы были сделаны в виде персонажей произведений.

    Матрешка всегда была желанной и дорогой игрушкой, и покупали ее преимущественно состоятельные люди. При советской власти кукла была условно дешевой - главным образом за счет того, что отрасль "матрешкостроения" дотировалась государством.

    РГ: На сувенирных "развалах" сегодня можно наблюдать большое разнообразие матрешек, выполненных совершенно в разных стилях - под палех или гжель. И их цену не назовешь заоблачной…

    Матвеева: О том, что именно продается на развалах, - отдельная история. Изготовление матрешки - очень трудоемкая и кропотливая работа, и если она сделана по всем правилам, то просто не может оцениваться дешево. Начать с того, что куклу желательно делать из липы, а в Воронежской области она занесена в Красную книгу. Поэтому через "Зелентрест" мы с мужем отслеживаем, где пилят липу, и отправляемся туда. Длина полена должна быть не меньше двух метров и сушить его надо - в естественных условиях - лет пять. Потом муж вытачивает форму, а я ее расписываю. Роспись одного комплекта может длиться около месяца. И, кстати сказать, за 40 лет работы у меня не было и двух одинаковых матрешек.

    Что касается матрешек "под палех и гжель", то все это ужасно. Не надо копировать чужое искусство - надо создавать свое, самобытное, сообразное обычаям и традициям земли, на которой вы живете. В каждом месте - своя пища, своя вода и своя природа. Как мы испытываем недомогание, переезжая в регион с другим климатом, - точно так же болеет и в конечном счете вырождается искусство, пересаженное на другую почву.

    Необходимо соблюдать главный закон декоративного искусства - единство материала, формы и декора. Поскольку каждому материалу присущи определенные свойства - их надо раскрыть, показать с лучшей стороны. Гжель - это фарфор, и совсем не нужно расписывать в этом жанре железо или дерево. Или взять хохломские изделия - технология их изготовления невероятно сложна. В традиционных местах этого промысла заготовку, после того как ее расписали маслом, покрывали льняной олифой и подсушивали в печи, протопленной березовыми дровами. Сегодня фирмы, наладившие серийное производство "под хохлому", покрывают изделие лаком МЧ-52, где присутствует желтый краситель, затем высушивают в печи, после расписывают какими угодно цветами, опять покрывают МЧ. И снова сушат - причем при небольшой температуре, чтобы краски не выгорали и продукция имела товарный вид. В результате мы получаем сугубо декоративное изделие, которым нельзя пользоваться по назначению. Упаси бог изготовленную таким образом "хохломскую" ложку окунуть в горячий борщ - она будет пахнуть химией. То же и с матрешками: выполненные эпигонским образом, они становятся обезличенными, похожими одна на другую. Получается, что чужое испортили, а свое не изобрели. Оно и понятно: подделка никогда не бывает лучше оригинала. Вот и Америку сейчас заполонили "русские" матрешки, сделанные в Китае.

    РГ: Выходит, что есть некая идеальная раз и навсегда данная формула сочетания материала, формы и декора, изобретенная древними мастерами, в которой ничего нельзя менять?

    Матвеева: Менять можно, но не выходя за традиционные рамки. Как раз в этом вся сложность. К примеру, в иконописи всегда существовали жесткие каноны, и тем не менее были великие иконописцы, которые, не отступая от них, создавали свои совершенно неповторимые шедевры.

    РГ: В будущем году свой 40-летний юбилей будет отмечать воронежская матрешка - вас называют создателем этого образа. В чем его индивидуальные особенности?

    Матвеева: Форма воронежской матрешки напоминает пасхальное яйцо. Найдена она была случайно - я увидела ее в бракованной заготовке. Но в итоге такое конструктивное решение оказалось весьма удачным. Ценители увидели в нем глубокий философский смысл - символ бесконечности рода человеческого: яйцеобразная деревянная кукла скрывает внутри подобное себе существо. Ну а я считаю, что такая форма обусловлена исторически: в Воронежской губернии в моде были дородные женщины с толстыми ногами (для чего надевалось несколько пар суконных носков). Вот эти "пышные" формы я одела в традиционный воронежский костюм. На голове матрешки - большой ситцевый красный с яркими цветами платок. Такие платки в позапрошлом веке производили на мануфактурах фабриканта Баранова, они были доступны по цене и пользовались большой популярностью у воронежских модниц. Черная понева (юбка) матрешки, прорисованная красными линиями, образующими клетки, символизирует чернозем и земельные наделы. Таким образом, абсолютно все детали одежды и аксессуары взяты от воронежского народного костюма.

    РГ: Сегодня в Интернете появляются предложения изготовить матрешки, изображающие членов семьи, - причем портреты делаются с цифровых фотографий…

    Матвеева: Мне такие эксперименты не нравятся. Делать на матрешке лицо реального человека, да еще с плоского изображения - плохая затея: начни куклу поворачивать, и портрет будет такие рожицы корчить… Вот сейчас делают матрешки с лицами руководителей страны - не зря такого рода "сувениры" запретили вывозить за границу. Считаю, что глава государства и матрешка - вещи несовместимые, а уж если их совмещать, то делать это надо весьма деликатно. Матрешка - это не шарж, у нее другое предназначение - она символизирует материнство и плодородие. И вообще, мое глубокое убеждение, что если мы сами не будем уважать свою страну, ее историю и культуру, то и нас никто уважать не будет.
    Поделиться