Надзорные органы Красноярска занялись глобальной проверкой подвалов

Каждый третий подземный этаж несет угрозу жизни и здоровью горожан.

Пар из подвала дома № 4 по улице Каратанова повалил ночью. Кто-то из редких прохожих это заметил, но беспокойства не проявил: порыв трубы или теплотрассы для красноярцев - дело почти привычное, его даже чрезвычайным происшествием не назовешь. Однако вскоре в подземелье грянул сильный взрыв. Горячие клубы, окутавшие округу в радиусе нескольких десятков метров, резко запахли ацетоном.

- Минут через 15 чувствую - задыхаюсь, - рассказывает пенсионер Василий Щербаков.

Приехавшая по экстренному вызову бригада ремонтников не смогла даже приблизиться к злополучной двери: противогазы-то в слесарное обмундирование не входят. Вызвали спасателей МЧС. Те сразу же назвали случившееся не заурядной коммунальной аварией, а "техногенной катастрофой". Жильцов срочно эвакуировали, расположенные в доме продовольственный магазин и аптеку закрыли. Фармацевты начали экстренно спасать медикаменты.

Оказалось, от горячей воды из прорвавшегося водопровода нагрелись и взорвались хранящиеся в подвале емкости с ацетоном. Как они попали в подземный этаж жилого дома - предстоит выяснить следствию.

Множество подвалов Красноярска живут по своим подземным законам. Ни для кого не секрет, к примеру, что здесь находят пристанище целые колонии бомжей. После одного из недавних пожаров в цоколе четырехэтажки на Волгоградской обнаружились сразу пять трупов. Кстати, именно в подвалах многоквартирных домов, по мнению огнеборцев, и начинается большинство возгораний.

Но особую опасность представляют для жителей краевого центра те цоколи, в которых незаконно размещаются различные, в прямом смысле слова, "подпольные" цеха и склады.

- В зону риска в первую очередь попадают предприятия, чья деятельность связана с использованием и хранением лакокрасочных материалов и легковоспламеняющихся веществ, - рассказывает Людмила Климашина, заместитель начальника департамента муниципального имущества и земельных отношений Красноярска.

В ходе нынешней проверки инспекторы уже обнаружили в подвалах типографию, мастерскую по изготовлению щитов наружной рекламы, другие мелкие производства, напичканные тоннами бумаги, пластиком, красками и химреактивами, которые представляют собой настоящие "бочки с порохом", ожидающие лишь малейшей искры.

Особенно привлекательны подземные этажи для преступного складирования оружия и ртути. Красноярцам памятен случай, когда сотрудники линейного отдела милиции станции Красноярск обнаружили и изъяли в подвале жилого дома большую партию боеприпасов. Почти в самом центре города хранились пять тысяч патронов разного калибра, в том числе - для снайперских винтовок и автоматов. Взрывоопасный арсенал потянул на сумму около 850 тысяч рублей и принадлежал, как выяснило следствие, жителю этого же дома.

Обследовав подвал одной из пятиэтажек Ачинска, специалисты МЧС зафиксировали не только розлив ртути, но и 43 целые колбы с этим веществом. А замеры, сделанные специалистами Госсанэпидемнадзора в подвале дома № 14 по красноярской улице Профсоюзов, показали, что допустимый уровень концентрации ртутных паров превышен более чем в 65 раз. Источник обнаружили быстро - кто-то припрятал 7 килограммов смертоносного жидкого металла.

Ситуация ненадолго стабилизируется лишь после проведения очередной операции "Антитеррор", когда силовые органы заставляют коммунальщиков укреплять подвальные двери и решетки, вешать на них замки. Но уже вскоре все возвращается на круги своя: решетки спиливаются, замки срываются, и цоколи вновь становятся опасными складами, пристанищем различных производств, объектами незаконной аренды, притонами и ночлежками.

- За день мы осматриваем в среднем десять помещений, - рассказывает Дмитрий Данилов, начальник отдела контроля департамента муниципального имущества и земельных отношений Красноярска. - И только в семи из них к вопросам безопасности относятся серьезно. Более 600 подвалов предстоит еще проверить, а около 30 уже попали в зону риска.

Арендаторам цоколей, нарушающим противопожарные или санитарные нормы, грозят крупные штрафы, а то и выселение. Криминальными же подвалами займется милиция.

Компетентно

Михаил Швецов, председатель Красноярского общества защиты прав потребителей:

- Речь идет не о бесхозном имуществе, а об общей собственности жильцов. Соответственно, только они в рамках, установленных специальными законами, вправе определить судьбу подвала. Если есть разрешение на использование его в качестве нежилого помещения, люди могут благоустроить цоколь по своему усмотрению.