06.03.2008 05:02
    Поделиться

    Капитану траулера "Неманский" грозит норвежская тюрьма

    Российский экипаж траулера "Неманский" (порт приписки - Пионерский), задержанного в начале января норвежской береговой охраной за нарушения, вернулся на родину без своего капитана. Андрей Салмин отказался заплатить штраф и в качестве наказания может больше месяца провести в заключении.

    Как сообщил корреспонденту "РГ" атташе генерального консульства России в Киркенесе Игорь Лапицкий, траулер был арестован норвежскими властями еще в декабре прошлого года из-за неразберихи с судовыми документами и стоял на рейде.

    Но, несмотря на запрет, капитан судна вывел его в новогоднюю ночь из порта в открытое море. Однако в ночь на 5 января "Неманский" подал сигнал "SOS": главный двигатель судна заклинило, в машинном отделении произошел пожар, и старший механик получил серьезные ожоги. Сигнал был услышан. Пострадавший моряк, Василий Захарченко, был оперативно доставлен в госпиталь Киркенеса вертолетом спасательной службы Норвегии. А сотрудники норвежской береговой охраны, отбуксировавшие "Неманский" в порт, предъявили капитану Андрею Салмину обвинения в нарушении морского права. В частности, ему в вину вменялось намеренное отключение систем спутникового контроля, что строжайше запрещено международным законодательством, а также то, что документы на само судно оформлены неправильно. Что собирался делать в море капитан Салмин, если бы не печальное происшествие на борту траулера, он не сообщил.

    Вскоре при содействии российских дипломатов пострадавший стармех был отправлен в Мурманск, за ним отбыли на родину остальные члены экипажа. Капитан, приговоренный норвежским судом к штрафу (порядка 10 тысяч долларов), после его уплаты мог бы присоединиться к остальным морякам, но он отказался исполнить решение суда. За это ему грозит краткосрочное пребывание в норвежской тюрьме.

    Также в норвежском суде находится иск, поддержанный международной профсоюзной организацией рыбаков, о взыскании большой задолженности по зарплате перед экипажем со стороны работодателя. Кто является тем нерадивым работодателям, пока сложно сказать. Приписанное к порту Пионерский судно вроде бы принадлежит одной из работающих в регионе компаний, но фирма уже год проводит процедуру банкротства, а "Неманский" сдала в аренду мурманским коллегам на год. Срок договора аренды не пролонгирован, и кому сегодня принадлежит судно, неизвестно. Судовладелец пока не объявился.

    - В любом случае экипаж имеет преимущественное право на компенсацию ранее не выплаченной зарплаты в случае продажи судна с торгов, - сообщил корреспонденту "РГ" руководитель Калининградского отделения российского профсоюза моряков Вадим Мамонтов.

    Кстати, в Госкомрыболовства в курсе истории с "Неманским". Еще в январе глава ведомства Андрей Крайний во время рабочего визита к мурманским рыбакам заявил, что готов просить норвежские власти "передать провинившегося капитана российской стороне для привлечения его к ответственности в соответствии с отечественным законодательством". Он подтвердил, что траулер не имел права не только вести промысел, а вообще выходить в море, поскольку еще в апреле 2006 года был выведен из эксплуатации. Так что действия его капитана выглядят крайне странными.

    В Союзе рыбопромышленников Запада корреспонденту "РГ" пояснили, что исключение судна из списков российского и международного Морского регистра означает то, что оно эксплуатируется без ремонта в течение пяти лет и, соответственно, представляет собой угрозу для экипажа и других участников мореплавания, а потому выход в море ему категорически запрещен.

    Поделиться