В конце февраля в Казани открылся первый в России Учебно-методический центр подобного профиля. Он создан по инициативе Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию в партнерстве с Республикой Татарстан и при поддержке ООО "Джонсон & Джонсон". Сейчас идет процесс формирования учебных программ. Предполагается, что первых слушателей центр примет в мае 2008 года.
Сам образовательный проект уникален для российской системы здравоохранения. Новый центр должен стать первым шагом в решении кадрового вопроса в сфере высокотехнологичной медицинской помощи, заявленной одним их двух приоритетных направлений развития на ближайшие годы в рамках нацпроекта "Здоровье". По замыслу Росздрава, здесь будут готовить специалистов для 15 строящихся федеральных центров высоких медицинских технологий и переоснащаемых по всей стране лечебных учреждений. Обучение будет вестись по уникальным образовательным программам в соответствии с мировыми стандартами. Но помимо этого создающийся центр интересен еще и как пример перспективного взаимодействия государства и коммерческих компаний в решении сложнейших проблем, стоящих перед российским здравоохранением. О том, какой вклад в развитие сферы профессионального образования медицинских специалистов может внести целевое сотрудничество государства и бизнеса, мы беседуем с Арманом Воскерчяном, генеральным директором ООО "Джонсон & Джонсон" в России, и Наирой Адамян, возглавляющей фармацевтическое направление компании, широко известное под брендом "Янссен-Силаг".
Российская газета: Два минувших года наше здравоохранение переоснащалось. И явной стала проблема подготовки кадров. Многие начали даже всерьез высказывать опасения: не придется ли в новых высокотехнологичных центрах работать исключительно московским врачам - вахтовым методом?
Арман Воскерчян: Да, вопрос этот действительно стоит очень остро. Для реализации целей, которые стоят перед российским здравоохранением, необходимо увеличить в разы количество выполняемых высокотехнологичных процедур. С появлением нацпроекта "Здоровье" и строительством федеральных центров высоких медицинских технологий ситуация с материально-техническим оснащением нашей медицины изменилась в лучшую сторону. На этом фоне проблема подготовки квалифицированных врачей стала еще острее. Хотя вопросов здесь на самом деле два: подготовка врачей по высокотехнологичному профилю и введение системы непрерывного медицинского образования, что не менее важно. Наука и технологии в медицине за последние годы сделали огромный скачок. А наши врачи по-прежнему проходят переподготовку раз в пять лет. Профессиональной информации они получают в разы меньше, чем их западные коллеги.
РГ: Решить эти проблемы и призван новый центр? По каким направлениям в нем будет вестись подготовка врачей и кто будет формировать учебные программы?
Воскерчян: Один центр, конечно же, не сможет решить всех проблем, накопившихся в сфере профобразования. Но данный проект, на наш взгляд, закладывает хорошие основы для их решения. Ежегодно в Казанском центре можно будет обучать около 3 тыс. специалистов. А реальная потребность - не менее 10-15 тыс. человек в год.
Что касается программ, то обучение будет вестись по таким направлениям, как кардиохирургия, эндопротезирование, эндокринология, эндоскопическая хирургия, психиатрия, онкология, гематология, вирусология, фармакоэкономика. Их разработка идет в настоящее время. Для этих целей в Росздраве создан экспертный совет.
Наира Адамян: В центре планируется также проводить тематическое усовершенствование по фармакоэкономике и по организации здравоохранения и общественного здоровья для администраторов, что особенно актуально для развития государственных программ. Такие программы помогут правильно оценить эффективность затрат при оказании медицинской помощи населению и в результате - экономить государственные средства. Наша компания готова передать столь популярные сейчас методики оценки эффективности высоких технологий в здравоохранении. Мы также готовы оказать содействие в привлечении ведущих специалистов с мировым именем в этой области для проведения телемостов по обмену опытом в рамках факультативной части образовательных программ центра.
РГ: Как компания "Джонсон & Джонсон" оказалась вовлеченной в этот проект? И какую помощь государству в сфере здравоохранения, на ваш взгляд, могло бы оказать частногосударственное партнерство в этой сфере?
Воскерчян: У нас как у международной корпорации накоплен огромный опыт в сфере профессионального образования и новейших медицинских технологий и разработок. В настоящее время в мире действуют 7 образовательных центров в США, Германии, Индии и Китае, созданные группой компаний Johnson & Johnson. Самый известный - Европейский хирургический институт - является ведущим в своей области, куда врачи приезжают учиться со всей Европы. Предлагая высокотехнологичные продукты и оборудование, мы понимаем, что на нас лежит и огромная ответственность. Наша продукция спасает жизнь тысячам пациентов, но требует опыта, знаний и навыков от врачей. Потому поддержка сферы профессионального образования - это один из приоритетов нашей компании по всему миру. Мы готовы вкладывать свои наработки и опыт, инвестиции в подобные проекты и мы уверены, что это пойдет на благо российскому здравоохранению.
В данном проекте Республика Татарстан выделила здание в составе крупного медицинского комплекса, провела его капитальный ремонт. Росздрав будет финансировать работу центра, направляя слушателей на обучение и утверждая учебные программы. Казанская медакадемия отвечает за организацию учебного процесса, преподавать будут ведущие российские специалисты. Мы со своей стороны предоставили необходимое оборудование и медицинские симуляторы, которые являются одним из ключевых новшеств учебного процесса. Нашим вкладом также является передовой мировой опыт в обучении врачей, доступ к ведущим медицинским ресурсам и привлечение ведущих зарубежных специалистов. Каждая из сторон вносит свой вклад в решение задачи повышения стандартов последипломного медицинского образования в России.
Для нас огромная честь оказывать поддержку государству в таком проекте, и мы понимаем ту ответственность, с которой это связано. Казанский центр по сути (но пока не юридически) очень хороший пример частногосударственного партнерства для решения важных задач. Структура, в которой интересы частного бизнеса и государства совпадают.
РГ: Есть ли у компании планы по участию в других проектах по передаче инновационных технологий?
Адамян: Да, безусловно. Например, "Янссен-Силаг" имеет перспективные планы по участию в партнерстве не только по профессиональному медицинскому образованию, но и в области фармацевтического производства, а также научно-исследовательских работ по поиску новых лекарственных средств. Важной вехой на пути принятия решений об участии в конкретных проектах станет так ожидаемая всеми Стратегия развития медицинской и фармацевтической промышленности, над созданием которой в настоящее время работают минпромэнерго и минсоцразвития.
РГ: Когда вы говорите о методиках и опыте, значит ли это, что обучение строится вокруг ваших продуктов?
Воскерчян: Программы формируются не вокруг продуктов, а вокруг конкретных процедур. К примеру, если речь идет о такой процедуре, как стентирование (операция, сутью которой является установка в сосуд специального стента, устраняющего сужение в артерии и восстанавливающего кровообращение), то специалист, владея навыком проведения процедуры, может использовать любой продукт. Сейчас в России операцию по установке стентов рядовой назвать трудно. У нас делают чуть более 100 таких операций на 1 миллион населения при реальной потребности, которая в разы превышает это количество. Для примера, в США этот показатель - более 2,5 тысячи. В России сегодня делаются виртуозные операции. Но делаются они эксклюзивно. Задача нового центра - перевести эксклюзивные технологии в разряд широко применяемых умений и навыков. Доступными населению страны могут стать только методики и технологии, которыми владеют большинство ее врачей.
РГ: Как вы видите роль центра в развитии системы последипломного медицинского образования?
Адамян: Мировой опыт подсказывает, что, во-первых, последипломное обучение врачей должно быть непрерывным. Во многих странах мира уже внедрена система непрерывного медицинского образования, в рамках которой врач постоянно повышает свой профессиональный уровень. Во-вторых, последипломное обучение должно быть приближено к практике, позволять отрабатывать практические навыки в интерактивном режиме. В-третьих, образовательный процесс должен опираться на принципы доказательной медицины. Мы ожидаем, что новый центр как раз и будет способствовать внедрению этих новых образовательных технологий и послужит первым примером эффективности внедрения системы непрерывного медицинского образования в России.