Новый технологический регламент ЕС "ударит" по российским компаниям

Уже в середине нынешнего года целый ряд секторов российской экономики, в продукции которых присутствуют химические элементы, может оказаться в сложном положении. С 1 июня 2008 года будет окончательно внедрен технический регламент Европейского парламента и Совета министров Европейского союза (REACH) Regulation (EC) N 1907/2006, в соответствии с которым все импортируемые в ЕС товары химической и нефтехимической отрасли подлежат обязательной регистрации. В результате возникает принципиально новая ситуация, связанная с поставкой нашей продукции за рубеж.

REACH представляет собой наднациональный нормативно-правовой акт ЕС обязательного действия в странах - членах Евросоюза. Он заменил более 40 прежде действующих нормативно-правовых актов. Сам документ состоит из 15 частей и 17 приложений. Однако наиболее важное его положение заключено в статье 5, которая гласит: "Нет информации о химическом веществе - нет рынка для этого химического вещества в странах - членах ЕС". При этом ответственность за сбор такой информации лежит на промышленности.

Осуществлять на практике правила REACH возложено на Европейское химическое агентство (ЕХА). Оно было учреждено 1 июня 2007 года в Хельсинки. В настоящее время его штат - 100 человек, к 2010 году предполагается, что тут будут трудиться уже 400 чиновников.

Хотя правила REACH еще не вступили в силу, но многие предприятия, в том числе расположенные за пределами границ Евросоюза, начали фактически по ним работать. России также следует поторопиться, так как новый порядок коснется очень многих отечественных производителей. Проведенный анализ показывает, что под его действие потенциально подпадает внушительный список отраслей. В первую очередь это химическая промышленность (производство органических и неорганических веществ, лаков и красок), нефтехимия, черная и цветная металлургия, индустрия строительных материалов, текстильная, электронная и целлюлозно-бумажная промышленность, автомобилестроение.

Отсутствие предварительной регистрации используемых предприятиями этих секторов химических веществ приведет к тому, что их производство и импорт, как самих по себе, так и в препаратах, не будет разрешено до тех пор, пока не будет проведена регистрация в полном объеме. Это означает, что такие производители или импортеры не смогут воспользоваться переходным периодом. Если это случится, то серьезных экономических потерь не избежать.

Желание европейцев жить в экологически безопасных условиях стоит недешево. У компании BP затраты на регистрацию 1000 веществ составят 60 миллионов долларов. Судя по всему, придется раскошелиться и нашим производителям. По словам ведущего специалиста "Газпром экспорта" Марины Павловой, их организация активно готовится к работе в новых условиях. Западные посредники предлагают им свое содействие в регистрации документов с целью получения разрешения от ЕХА на ввоз продукции, которые содержат химические вещества. Но услуги стоят 300-400 евро в час. Весьма вероятно, что многим российским предприятиям придется соглашаться на такие условия, если они не имеют в своем штате специалистов, в совершенстве владеющих английским или французским языком, одновременно хорошо разбирающимся в химии и юриспруденции. По расчетам Уральской горно-металлургической компании, ее затраты на выполнение нормативов REACH составят 1,2 миллиона долларов, "Лукойл" будет вынужден заплатить 1,5 миллиона евро.

По мнению директора Фонда развития трубной промышленности Александра Дейнеки, де-факто REACH по сути превращается в еще один административный барьер на пути российского экспорта в Европу. Европейскому импортеру легче договориться с компанией из Еврозоны, нежели заниматься огромной бумажной волокитой. К тому же согласно положению производитель должен отслеживать, как используется произведенная им продукция. Но, по словам Дейнеки, это напоминает известную миниатюру, в которой героя просят взять справку у всех женщин мира, что он не был на них женат.

Проблема усугубляется тем, что до сих пор нет аутентичного перевода регламента. Обращение в официальные структуры результатов не дали. Каждая компания вынуждена самостоятельно переводить текст. А это приводит к неточностям и ошибкам.

По сути дела, новый регламент Евросоюза - это целая наука, так как требует от поставщиков химических изделий больших знаний по правильному его применению. Правда, минэкономразвития обещает нашим компаниям всемерную поддержку. Но речь идет только о консультациях. Основная же нагрузка, как и все расходы, ляжет на нашу промышленность. Но по-другому работать уже вряд ли получится.