Въездной туризм в Россию уже несколько лет подряд снижается, внутренний туризм хоть и растет, но медленнее, чем можно было ожидать, и все это происходит потому, что в нашей стране наблюдается острый дефицит гостиничных мест. Об этом говорится в отчете агентства маркетинговых коммуникаций "Медиалайн", которое провело независимое исследование российских гостиничных сетей.
В рамках исследования был проведен экспертный опрос участников рынка недвижимости, руководителей консалтинговых компаний, предоставляющих услуги в области недвижимости, а также корреспондентов и редакторов, ведущих деловых и специализированных СМИ.
Выводы опроса неутешительны: на всей территории РФ, во всех сегментах гостиничных мест не хватает. Но в ближайшие годы будет сохраняться дефицит гостиничных мест, особенно в сегменте трехзвездочных гостиниц (94 процента экспертов), где спрос превышает предложение в десятки раз. Не менее острый дефицит в номерном фонде наблюдается в экономическом классе гостиниц (1-2 звезды) - так считают 72 процента опрошенных экспертов.
Гостиничный рынок сегмента 2-4 звезды только зарождается, но развивается достаточно быстро - через 3-4 года возможно первичное насыщение при сохранении нынешних темпов.
Несмотря на дефицит мест в среднем классе, девелоперы все же предпочитают строить гостиницы категории 4-5 звезд. Это связано с тем, что гостиничный сегмент характеризуется высокими затратами на строительство и высокими сроками окупаемости (9-11 лет). Строительство более "звездных" гостиниц позволяет уменьшить срок окупаемости за счет высоких цен.
При этом более 2/3 экспертов (72 процента) уверены, что рынок сегмента гостиницы категории 2-4 звезды имеет средний уровень инвестиционной привлекательности в связи с тем, что рынок еще не насыщен и ощущается высокий спрос.
Абсолютное большинство экспертов (94 процента) уверено, что уровень конкуренции среди столичных операторов на российском гостиничном рынке в сегменте 2-4 звезды находится на среднем уровне. Лишь 6 процентов экспертов указали, что на рынке наблюдается довольно высокая конкуренция в данном сегменте. Западные сетевые гостиничные операторы повышают конкуренцию на рынке и вынуждают местных операторов придерживаться определенного европейского уровня качества, однако рынок этот пока только начинает формироваться, так как на рынке не очень много новых объектов данной категории.
Крупные зарубежные международные сети в первую очередь занимают нишу дорогих отелей (4-5 звезды), в то время как Москва и регионы России испытывают катастрофический недостаток в гостиницах сегмента 3 звезды. Именно в этой нише из-за отсутствия конкуренции со стороны западных операторов у российских операторов есть реальный шанс завоевать рынок и продемонстрировать свое умение, со временем дойдя до международных стандартов управления в сегменте 4 звезды.
Итак, более половины экспертов (67 процентов) считают, что рынок гостиничных сетей категории 2-4 звезды на территории России только начинает зарождаться и его насыщения следует ожидать не ранее чем через 10 лет. Только одна треть экспертов (33 процента) говорят о более радужных для конечного потребителя перспективах: рынок гостиничных сетей категории 2-4 звезды продолжает развиваться, и его насыщение наступит через 3-4 года.
Между тем аналитики отмечают, что в секторе коммерческой недвижимости уже проходит бум на офисы и торговые площади и значительно повышается интерес к гостиничным проектам. Это связано с тем, что первые два сектора уже относительно насыщены и участки под такое строительство получить сложнее, чем под отели, строительство которых объявлено приоритетным для Москвы и некоторых других городов. По оценке Jones Lang LaSalle Hotels, на сегодняшний день в Москве существует около 10 тысяч номеров "современного стандарта". К 2010 году их количество должно увеличиться до 14 тысяч.
Ведущие мировые гостиничные операторы стремятся закрепиться на рынке России, так как по уровню доходности гостиничный номер "Москвы" занимает третье место в мире.
Несмотря на оптимистические прогнозы, аналитики считают, что планы правительства Москвы открыть до 2010 года 240 новых гостиниц на 98 тысяч номеров слишком масштабны. Даже если технически возможно построить такое количество гостиниц, то поглотить их гостиничный рынок просто не сможет.