Россия может стать монополистом по авиаперевозкам в Арктике и Антарктике

Первый вице-премьер Сергей Иванов заявил о приоритетности полярных исследований для России и подчеркнул, что наша страна может стать монополистом по авиаперевозкам в Арктике и Антарктике.

Об этом он сказал на совещании по развитию полярной авиации, которое проходило на антарктической станции "Новолазаревская".

- Россияне не только открыли Антарктиду, но и обживают ее, - заявил Иванов. При этом он отметил, что для решения транспортной проблемы полярников необходимы два типа самолетов: Ил-76 с двигателями ПС-90 для межконтинентальных перелетов и Ил-114 для внутриконтинентальных перелетов.

По мнению Иванова, для российской антарктической экспедиции "нужно два или три, больше не нужно, Ил-114". "И тогда, - заявил первый вице-премьер, - мы будем близки к монополизму перевозок по Арктике и Антарктике".

Говоря о преимуществах нового Ил-76ТД-90ВД, Иванов также подчеркнул, что с началом его эксплуатации "мы навсегда забудем понятие возврата или невозврата".Он также отметил, что "необходимы небольшие средства, чтобы разработать и испытать для него новые лыжно-колесные шасси". И обратил внимание на то, что "средства на разработку шасси ни в каких планах по развитию авиации пока не предусмотрены", поэтому придется изыскивать средства и механизмы ассигнований. Ведь бюджет на три года уже принят.

Присутствующий на совещании глава Объединенной авиастроительной корпорации Алексей Федоров рассказал, что используемый сейчас Ил-76 с его нынешними двигателями "имеет ограниченную дальность полета, и если по погодным условиям в Антарктиде закроется взлетно-посадочная полоса, он без дозаправки не вернется". Во время каждого рейса за два часа до Антарктиды командир принимает решение, продолжать полет или возвращаться в Кейптаун.

- Это так называемая точка возврата, - пояснил он.

По словам Федорова, корпорация готова решить транспортные проблемы российских полярников к 2010 году, изготовив для них 1 транспортный Ил-76 и несколько Ил-114Т с лыжно-колесными шасси. При этом он подчеркнул, что специалисты Российской антарктической экспедиции сейчас испытывают множество транспортных проблем. Это приводит не только к потере времени и денег, но и небезопасно.

Чтобы исправить ситуацию, планируется заменить Ил-76, который доставляет людей и грузы, летая по маршруту протяженностью 4120 километров - Кейптаун (ЮАР) - российская станция "Новолазаревская", на более современный самолет."Это создаст безопасный авиамост до Антарктиды", - уверен Федоров.

Испытания Ил-76-90 намечены на 2010 год, а их поставки могут начаться в 2011 году. Ежегодно корпорация сможет производить по 10 машин, в том числе для минобороны.

Ил-114Т должен решить проблему передвижений и доставки грузов по самой Антарктиде. Сейчас российские специалисты добираются до станции либо на вездеходах, либо пользуются американским самолетом DC-3-BT67 Bassler, которые арендуют у канадской авиакомпании. По расчетам, один Ил-114Т обойдется примерно в 25 миллионов долларов.

Справка "РГ"

Внутриконтинентальные полеты отечественной авиации в Антарктиде осуществляются без перерывов уже 53-й год. Это исследовательские полеты, визуальная ледовая разведка, доставка персонала и грузов, аварийно-спасательные полеты.

Ранее для этих целей использовалось несколько модификаций Ан-2 и Ил-14, но они давно устарели.