12.03.2008 02:10
Поделиться

Женщина, воспитавшая почти полсотни чужих детей, не может получить помощи от властей края

К нынешнему 8 марта Татьяна Карганова получила всего одно поздравление, тогда как раньше их приходили десятки. Из-за тяжелой болезни приемная мать сегодня отлучена от детей.

Семейный детский дом Каргановых два последних десятилетия считался своеобразной визитной карточкой Ставрополья. Один из первых проектов по обустройству сирот в Советском Союзе привел к созданию самой большой приемной семьи в России. Очерки о маме Татьяне Каргановой и ее детях публиковались в центральных и местных СМИ, репортажи и документальные фильмы транслировались на многих телеканалах. Все "розы" закончились в прошлом году, когда после тяжелой операции Татьяна стала инвалидом первой группы, и начались "шипы". Карганова похудела в два раза и держится только на лекарствах, а ее дети переданы в государственное учреждение.

Не казенный дом

Она теперь редко выходит из своей комнаты, одна стена которой увешана детскими портретами. Опытные фотокоры знают, что невозможно уговорить ребенка позировать, изображая довольную улыбку, когда он в плохом настроении. В комнате Татьяны Васильевны только счастливые детские лица.

Все начиналось в 1988 году, когда воспитатель ставропольской школы-интерната Татьяна Карганова обратилась с письмом в Министерство образования СССР. Предложила открыть в краевом центре детский дом нового типа - не казенный, а семейный. Аргументировала это личным педагогическим опытом, который доказывал простые, в общем-то, житейские истины: родители для сирот все равно лучше даже самых умелых воспитателей и никакое казенное учреждение семью ребенку не заменит. Предложение поддержали на самом высоком уровне. Сам генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев высказался за создание такого педагогического учреждения на своей родине.

Примерно через год семейному детдому выделили помещение, потом началось сооружение двухэтажной пристройки для расселения ребятишек. Вначале под опекой Татьяны Васильевны находились 16 сирот, а потом мамой ее стали называть 29 мальчишек и девчонок. Она воспитала и выпустила во взрослую жизнь абсолютно всех. Одна. Потому что никакого обслуживающего персонала в этом детдоме не было. Помогали только два родных сына да сестра-учитель.

Есть такая профессия

К слову, в Дом Каргановых, как называли это педагогическое учреждение, попадали самые неблагополучные сироты, для которых не существовало шансов на усыновление в обычных семьях. Многие были инвалидами детства, большинство - с диагнозом "олигофрения" и отклонениями в умственном развитии. Тем не менее под ее опекой все эти дети смогли окончить общеобразовательную школу, получили профессии, восемь человек уже закончили вузы или учатся в них.

- Татьяне Васильевне удавалось ставить на ноги очень трудных подростков, с которыми были огромные проблемы в обычных государственных детдомах, - рассказывает руководитель краевого отделения Российского детского фонда Петр Слезавин. - Помогало ее огромное трудолюбие. И, конечно, душевная теплота, которой славился Дом Каргановых. Они все вместе вели домашнее хозяйство, отдыхали, отмечали праздники. Старшие помогали младшим. В итоге большинство питомцев неплохо подготовлены ко взрослой жизни. Очень жаль, что из-за ее болезни прекратилась работа этой приемной семьи…

Она никогда не жаловалась на отсутствие внимания к себе и своему детдому. Здесь проводились семинары для педагогов и воспитателей. Опыт Дома Каргановых используют сейчас многие приемные семьи России. За свой труд Татьяна Васильевна награждена орденами и медалями. Есть среди ее наград и орден Святого царевича Димитрия, которым православная церковь отмечает тех, кто жертвует собственным покоем и благополучием ради ближнего. В 1997-м после победы во всероссийском конкурсе Карганова стала лауреатом премии "Женщина - директор года". В итоге заработала пенсию чуть более четырех тысяч рублей. А еще вспоминает проблемы, возникшие при оформлении этого пособия.

- Специалисты из пенсионного фонда долго недоумевали, когда узнали из трудовой книжки, что я работала родителем-воспитателем. Поначалу сказали, что нет такой профессии в их реестрах. Однако пенсию мне все же назначили после консультаций с московским руководством.

После оформления инвалидности ей и семье сына выделили под жилье несколько комнат в здании бывшего семейного детдома. А через стенку, в двухэтажной пристройке теперь располагается государственное учреждение - детский дом смешанного типа, где на 16 воспитанников приходится 12 человек обслуживающего персонала.

По заслугам ли честь?

На лекарства и диетические продукты, без которых теперь 60-летней Татьяне Васильевне не прожить, ежемесячно требуется сумма примерно в три раза больше, чем официальная пенсия. Сына с невесткой никак не назовешь состоятельными людьми. У них трое детей, невестка в декретном отпуске, глава семейства работает таксистом. Денег постоянно не хватает. Тем не менее все Каргановы умудряются еще и материально помогать бывшим питомцам семейного детского дома.

По-разному сложились их судьбы. Лишь для нескольких своих воспитанников Татьяне Васильевне удалось выхлопотать положенное по закону жилье - в основном комнаты или койко-места в общежитиях. Большинство живет сейчас на съемных квартирах, отдавая за это львиную долю заработков. К сожалению, взрослая жизнь тоже неласкова к сиротам. Об этом бывший директор знает, потому что многие по привычке приходят в дом своего детства повидаться с ней. Они по-прежнему считают ее своей мамой, помогают, советуются. Иногда вместе листают альбомы с фотографиями. На красивых цветных фото в окружении детей запечатлены многие руководители органов законодательной и исполнительной власти города и края, побывавшие в этом доме. Естественно, приезжали с подарками, которые вручались под блики фотоаппаратов и кинокамер.

Особенная активность наблюдалась в периоды избирательных кампаний. Семья Каргановых когда-то была известна на всю страну, к ним приезжали многие. Кто из тогдашних визитеров был искренним, произнося красивые слова о своей заботе, выяснилось, когда Татьяна Васильевна попала в больницу. Там ее навещали один действующий депутат и один бывший мэр. Они же помогают и сейчас. Краевое отделение детского фонда тоже старается подставить плечо, ищет спонсоров. Как выяснилось, есть немало бескорыстных людей среди местных предпринимателей. Узнав о тяжелом положении самой известной на Ставрополье матери, некоторые приехали к ней выяснить, что требуется. Потом привезли лекарства, продукты, деньги… Она рассказывает об этом со слезами на глазах:

- Неужели мне теперь только и остается жить с протянутой рукой? Неужели не заслужила достойной старости?

Полгода назад, когда пришлось совсем тяжко, написала письмо губернатору края. Просила прибавки к пенсии за счет средств регионального бюджета или хотя бы одноразовой материальной помощи. Как удалось выяснить, из администрации губернатора письмо направили в министерство образования края, оттуда - в министерство труда и социальной защиты. Татьяна Васильевна Карганова до сих пор ждет ответ.

 Комментарий

Алексей Карабут, первый заместитель министра труда и социальной защиты населения Ставропольского края:

- Я знаком с Татьяной Васильевной и глубоко уважаю эту женщину. Ее проблемы мы пытаемся решить через краевой попечительский совет по оказанию помощи малоимущим категориям населения. Что же касается ее просьбы о прибавке к пенсии, к сожалению, федеральное и местное законодательство предусматривает такие доплаты из бюджетных средств только бывшим госслужащим. В начале этого года принят закон "О государственной помощи населению Ставропольского края". На его реализацию в бюджете заложено 100 миллионов рублей. К сожалению, в нашем регионе многие сегодня нуждаются в государственной помощи. Постараемся этим людям помочь, в том числе и Татьяне Каргановой. Лично я буду об этом ходатайствовать. Однако чтобы этот закон начал действовать, нужно принять еще несколько подзаконных актов, например, порядок распределения бюджетных денег. Надеюсь, в скором времени все эти проблемы решатся, а у нашего министерства появятся средства и дополнительные возможности.