Учредителям и директорам школ Саратовской области в ближайшее время придется решать новую задачу.
Состав технического персонала школ - от гардеробщиц и дворников до бухгалтеров и библиотекарей - требуется уплотнить до 30 процентов от общего числа работающих. Только при выполнении этого условия будет действовать новый принцип финансирования, при котором зарплата учителей прямо зависит от числа учеников и качества их обучения.
От того, как школьные руководители справятся с этой задачей, отчасти зависит судьба новой, еще только внедряемой системы нормативного финансирования.
Первым об этом заявил на заседании правительства Саратовской области министр образования Игорь Плеве. По мнению министра, без этой, возможно, болезненной процедуры саратовским школам не обойтись. Если уж модернизировать областную систему образования (а план этого дела уже одобрен в центре), то начать придется с более эффективного расходования бюджетных средств. Их не будут жалеть на доходы педагогов (средняя зарплата учителя в Саратовской области должна вырасти в два раза с нынешних 7 до 15 тысяч рублей), на обновление материально-технической базы школ (учебное оборудование, комплект-классы, компьютерные классы, интерактивные комплексы) и на приобретение транспорта для сельских школ (будет закуплено еще 180 автобусов). Увеличение консолидированного бюджета области по отрасли "Образование" на 16 процентов предполагает и рост расходов на целевые программы, на питание детей в образовательных учреждениях.
Но при этом муниципалитеты, являющиеся учредителями школ, должны будут серьезно пересмотреть структуру их штатов. По информации областного министерства образования, во многих школах штаты оказались необоснованно раздутыми, и их придется приводить в соответствие с федеральными нормами. В этом случае под сокращение могут попасть уборщики помещений, гардеробщики, дворники, истопники, повара, библиотекари, психологи, соцработники, медсестры, лаборанты, секретари, делопроизводители, бухгалтеры, коменданты и так далее - по списку.
Министерству образования, конечно, виднее, но, по наблюдению родителей, именно этих кадров школе как раз не хватает, так как перечисленные должности являются низкооплачиваемыми. По крайней мере, во многих школах стало нормой доплачивать за уборку помещений из родительского кармана.
Все эти стратегические планы пока не распространяются на малокомплектные школы. Но уже в первом полугодии будут внесены соответствующие изменения в несколько областных законов, после чего все государственные и муниципальные школы станут получать бюджетные средства на основе принципов нормативного подушевого финансирования.
Как известно, именно малокомплектные школы в большей степени, чем остальные, не позволяют эффективно использовать финансовые и материальные ресурсы, что напрямую влияет на заработную плату учителя. При средней по области наполняемости классов в сельской местности (9 человек при нормативе 14) на зарплату учителей идет менее половины фонда оплаты труда, а большая часть уходит на административно-хозяйственный персонал. В результате, как считают чиновники, в области ежегодно неэффективно расходуется более 300 миллионов рублей.
Очевидна и другая проблема - ни о каком повышении качества образования в таких школах нет смысла говорить, если на несколько учеников здесь приходится несколько преподавателей, вынужденных к тому же совмещать предметы.
В связи с этим в текущем году статус малокомплектных школ будет изменен: более 160 средних станут основными, почти 80 основных - начальными, более 140 начальных преобразуют в филиалы средних школ. Особую роль при этом будут выполнять так называемые базовые школы, соответствующие всем современным требованиям. Ведь все школы (а у нас их в области более 1300), даже с помощью национального проекта и федерального гранта, сразу обеспечить необходимым учебным оборудованием не получится. Поэтому современные высокотехнологичные классы будут направляться только в базовые школы. Сегодня их уже 49, а до конца года станет 134. Для подвоза сельских детей в эти школы будет закуплено 180 автобусов. Предполагается, что это заставит учредителей и директоров образовательных учреждений оптимизировать и кадровый состав школ.
Специалисты уверены, что подушевое финансирование позволит более рационально распределять средства. Например, в 2008 году расходы на наглядные пособия, учебники в нормативе финансирования уже увеличены в пять раз. Но при этом число "неучителей" должно составлять в каждой из школ не более 30 процентов. Чиновники минобраза и эту цифру считают критической. По их подсчетам, сейчас в школах Саратовской области доля технического персонала, которую придется подвергнуть сиквестированию, составляет 55 процентов. Экономический эффект от этого нововведения до конца года может составить 99 миллионов рублей.
Игорь Плеве, министр образования Саратовской области:
- Комплексная модернизация системы образования в Саратовской области ориентирована прежде всего на эффективное расходование бюджетных средств. Если раньше образовательные учреждения получали деньги из областного бюджета "по требованию", то есть по факту, то теперь мы переходим на систему подушевого финансирования. Иными словами, как мы теперь уже привыкли говорить, рубль пойдет за учеником.
Теперь уже сама жизнь заставит более эффективно распределять средства в отрасли образования. В этих условиях заниматься оптимизацией кадров придется обязательно, и учебный процесс реорганизовывать тоже будет нужно. Но хочу подчеркнуть, что само министерство образования никого сокращать не собирается. Наша задача - организовать работу системы образования области в соответствии с федеральной нормативной базой.
Не предусматривает министерство и никаких шагов по закрытию школ. Если подобные решения и будут приниматься, то только конкретным образовательным учреждением, сельским сходом или муниципальным собранием. Сколько и каких сотрудников им надо содержать в школах, и из каких источников платить, этот вопрос муниципалитеты должны будут решать сами.
Справка "РГ"
В системе образования Саратовской области работают 23 175 учителей, из которых 11 401 преподают в городских школах и 11 774 - в сельской местности. За последние годы доля молодых специалистов уменьшилась с 4,6 до 2,9 процента. Основной причиной оттока педагогических кадров является невысокий социальный статус учителей и низкий уровень оплаты их труда.