13.03.2008 03:00
    Поделиться

    Архстояние - выставка для зрителей в резиновых сапогах

    "Город счастья" построили в деревне

    Экскурсионные автобусы, прибывающие в Никола-Ленивец из Калуги и Москвы, останавливаются перед шлагбаумом у въезда на территорию фестиваля "Архстояние-2008. Зима".

    Туристы спускаются с подножек на дорогу прямо в глиняную жижу - снег здесь растаял еще неделю назад. Кто-то закатывает брюки, самые предусмотрительные надевают припасенные заранее бахилы. Туристов принимают экскурсоводы и отправляются на осмотр объектов. Экскурсоводы - студенты из Москвы, приехавшие подзаработать в выходной. Большинство из них увидели инсталляции впервые только полчаса назад. Организаторы раздали студентам шпаргалки - листы с текстом о местных достопримечательностях.

    Территория фестиваля - бывшая деревня Никола-Ленивец. В 1989 году, когда московский художник Василий Щетинин прибыл в эти края в поисках забытого богом места для строительства "Города счастья", здесь осталось всего три жителя.

    А когда-то Никола-Ленивец был в центре значительных исторических событий - в 1480 году тут произошло Великое стояние на реке Угре войск хана Большой Орды Ахмата и русского князя Ивана III, положившее конец татаро-монгольскому игу. Это событие, видимо, и дало организаторам фестиваля название.

    В 1802 году на средства местного помещика здесь был возведен большой каменный храм в честь Пресвятой Троицы. Силами художников и жителей соседних деревень храм отреставрирован. Теперь в нем - мастерские. Никола-Ленивец образца XXI века - это поселок художников и дачников.

    Артель "Грачи прилетели"

    Нынешний фестиваль проходит в Никола-Ленивце в четвертый раз. Первая его часть состоялась 1 марта - тогда это был праздник в основном для гостей из столицы. Сегодня - проводы зимы для жителей Калужской области.

    Новых объектов в этом году четыре. "Жар-птица" художника Николая Полисского, поддержавшего начинание Василия Щетинина в начале 90-х, - сваренная из металлических листов двуглавая птица, полость которой набита дровами. Функционирует конструкция по принципу печки-буржуйки, извергая огонь из труб-крыльев и трубы-клюва.

    "Базилика. Изба" Александра Константинова - огромные макеты русской избы, сбитые из горизонтальных досок, и базилики - из вертикальных. Макеты подсвечиваются изнутри открытым огнем.

    Авторы инсталляции "Грачи прилетели" - местные жители, объединенные в артель "Никола-Ленивецкие промыслы" под руководством Николая Полисского. Большие деревянные птицы, расставленные у храма, - посвящение одноименной картине Алексея Саврасова и первый большой проект местных художников.

    Архитектура ради природы

    "Дом над лесом" известного московского архитектора Анны Щетининой - нечто среднее между домом и сторожевой вышкой, установленное на шестиметровые опоры из засохших вязов, спиленных в окрестностях.

    - Поскольку тема этого фестиваля - "Граница", я решила сделать такие сторожевые домики, - говорит Анна Щетинина. - Когда ты поднимаешься на высоту шести метров и смотришь вокруг, границы расширяются. Точно так же происходит и в жизни. Смысл проекта в том, что таких конструкций должно быть много, штук 5-6, но все домики будут разной архитектуры.

    Российская газета: Вы один из организаторов фестиваля "Архстояние". Как появилась идея его создания?

    Анна Щетинина: У нас была идея лэндартовского развития. Лэндарт - искусство на земле. В России подобного нигде нет, а это очень интересно. Потому что в природе архитектура малых форм имеет другую пластику. Масштабы человеческой личности, связанной с природой, абсолютно другие. И этот момент всегда раскрепощает.

    РГ: Какова концепция фестиваля?

    Щетинина: На самом деле все, что здесь происходит, очень сокровенное. Это не просто художества по субботам и воскресеньям. Это наша жизнь, о которой мы думаем с утра до вечера. Это такая экспериментальная площадка, которая дает мне потом возможность воплощать в работе те принципы, которые я уже хорошо знаю. Природа дает восприимчивость, которую ты берешь за отправную точку. Ведь главное правило архитектора - не навредить. Важно увидеть, что у тебя справа, что слева, в каком контексте, в каких пропорциях. Не просто пришел, небоскреб поставил и больше ничего не интересно. Все должно соответствовать природе. Главная задача - не ради архитектуры, а ради природы. Ей мы подчинили все наши амбиции.

    РГ: Как будет развиваться фестиваль?

    Щетинина: Проект будет продолжать существование, надо только найти новые формы. Этим летом пройдет фестиваль "Архстояние на воде", должно быть очень интересно. Может, перенесем фестиваль от Никола-Ленивца подальше - нам уже предлагали много мест, где можно это сделать. Жизнь сама подскажет нам возможные решения. Мы ведь ничего на этом не зарабатываем. Как только возникает коммерческая сторона, так любой проект тут же становится обыкновенным и неинтересным. Для обывателя очень важно, чтобы фестиваль был чем-то необычным. Это и надо сохранять, больше вкладывать сил.

    К пяти часам проводы зимы на брошенном колхозном поле в полном разгаре - в колонках, установленных на дощатом настиле, гремит музыка, туристы выстраиваются в очередь к палаткам с блинами, закусками, шашлыком и отменным самогоном, приготовленным жителями соседней деревни Звизжи - фестиваль для местных, помимо развлечения, хорошая возможность заработать. Кульминация же наступила после захода солнца, когда сначала на костре было сожжено чучело Зимы, затем загорелась "Базилика. Изба", а главным шоу фестиваля стала огнедышащая "Жар-птица", выпускающая в небо клубы густого черного дыма вперемежку с пламенем.

    Поделиться