13.03.2008 03:00
    Поделиться

    Потребительскому движению в России исполняется двадцать лет

    Где получить совет, в том числе бесплатный

    Осенью этого года потребительскому движению в нашей стране исполнится двадцать лет. Дата его зарождения, как и место, известна с исторической точностью.

    В сентябре 1988 года был учрежден Ленинградский клуб потребителей, который стал первой правозащитной потребительской организацией. Через год, в декабре 1989 года, образовалась Федерация обществ потребителей СССР, а в декабре 1990 года был учрежден Союз потребителей России, объединивший региональные общества защиты прав потребителей. Сегодня СПРФ объединяет сто три организации из семидесяти пяти городов России и является наиболее авторитетным объединением, защищающим права потребителей.

    Возглавляет Союз его председатель Петр Борисович Шелищ, уважаемый общественный деятель, один из основных авторов Закона "О защите прав потребителей" и многочисленных к нему поправок.

    Штаб-квартира союза находится по месту его регистрации - в Санкт-Петербурге, а в столице объединение представлено Московским филиалом СПРФ. Юристы обществ потребителей, входящих в союз, а также его штатные юристы ведут практическую юридическую работу, защищают интересы граждан в судах, проводят консультации и экспертизы, осуществляют мониторинг законодательства, занимаются издательской и просветительской деятельностью. Ежегодно квалифицированная юридическая помощь оказывается более чем 200 тысячам человек. Вместе с Международной конфедерацией обществ потребителей (КофОП) две эти организации являются надежной линией обороны интересов потребителей.

    Закон РФ "О защите прав потребителей" был принят в 1992 году, придя на смену союзному закону "О защите прав потребителей". Четыре раза в закон вносились важные поправки, которые следовали за изменением нашей жизни, экономики и являлись во многом реакцией на новые "рыночные" тенденции в нарушении прав потребителей. Последние дополнения в закон были внесены в прошлом году. Закон стал более надежно защищать потребителей при получении потребительских кредитов, при приобретении технически сложных товаров и их ремонте. В законе, наконец, появилась неустойка за нарушение срока исполнения договора купли-продажи.

    Сегодня можно говорить о сформированной в основном системе защиты прав потребителей в нашей стране. Система держится на "трех китах" - органы государственной власти, в первую очередь это Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), органы местного самоуправления и общественные объединения потребителей. Координация же системы осуществляется через Консультативный совет по защите прав потребителей.

    К сожалению, не так много по требителей в нашей стране знают, что при управлениях Роспотребнадзора созданы и работают общественные приемные, куда каждый желающий может обратиться за бесплатной консультацией. Появление таких приемных - результат решения Консультативного совета по защите прав потребителей.

    Кроме центрального совета во многих субъектах работают аналогичные совещательные органы, координирующие защиту прав потребителей практически по всей стране. Поэтому потребитель сегодня не остается один на один со своими проблемами и недобросовестным продавцом или производителем.

    Но все-таки главная цель, которую ставит перед собой Союз потребителей России, - научить каждого самостоятельно защищать и восстанавливать свои потребительские права, если они нарушаются. Потому что полноценное гражданское общество - это объединение граждан, понимающих свои права и имеющих практические навыки их защиты.

    дословно

    Права потребителей, закрепленные Генеральной Ассамблеей ООН:

    право на безопасность товара;

    право на информацию;

    право на выбор товара;

    право на выражение своих интересов;

    право на удовлетворение основных потребностей;

    право на возмещение ущерба;

    право на потребительское образование;

    право на здоровую окружающую среду.

    Поделиться