13.03.2008 03:00
    Поделиться

    Шоу Мадонны показали на российских телеэкранах

    В рамках торжеств по случаю женского праздника состоялось шоу, которое стоило посмотреть. Это шоу Мадонны. Его нельзя было не заметить. Особенно на фоне развлекательного усердия отечественного шоу-бизнеса.

    Фон

    Молодого человека переодевают в девушку, подкладывают ему грудь, делают эпиляцию, маникюр, натягивают парик, ставят на шпильки и запускают в шоу "Мисс Домохозяйка", где русской мисс Кукушкиной придется сойтись в битве за корону со шведской мисс Ксенией Собчак. Все это оснащено двумя десятками видеоклипов, снятых на мотивы давних и недавних шлягеров, и называется "Красота требует".

    Чего такая красота может требовать, кроме как доброй выволочки?

    На соседнем канале в "Измайловском парке" острил Петросян: "Теща - женщина-загадка. Загадила всю квартиру".

    Резиденты из "Комеди-Клаб" шутили: "Самые утонченные женщины - во Франции", "Самые утолщенные - в России".

    Был еще целевой концерт "Служим женщинам!" Была Эдита Пьеха. Довольно много было претенциозной брюнетки - Анастасии Заворотнюк ("Код Апокалипсиса" и "Танцы со звездами"). Но и доморощенных блондинок оказалось немало - Вера Брежнева на Первом и еще полсотни на "России".

    После "Мирового турне Мадонны" наш шоу-бизнес от Пугачевой до Билана смотрится как контрафактная продукция.

    Мастер-класс

    Блондинка Мадонна со своим скандальным шоу была замечена в Москве еще два года назад. Теперь оно, записанное в Лондоне, догнало всю Россию.

    Смею предположить, что телеверсия шоу Мадонны выглядит эффектнее живого зрелища. Монтаж в таких случаях - вещь духоподъемная для героя. В данном случае - для героини. Для зрителей - тоже. Он не только отсекает случайное, невыразительное; он делает выпуклой композицию страшно мозаичного зрелища. Старые и новые хиты Мадонны с разнообразными оранжировками жестко и логично сцеплены. Машинизированное и очень технологичное представление одушевлено бьющей через край энергией этой заводной, 48-летней королевы мирового шоу-бизнеса.

    Ко всему прочему, и к некоторому, скажу, моему удивлению, во всей этой безбашенной феерии пробивается вполне рациональный сюжет. Вот основные вехи бренного пути грешной Мадонны: она - секс-сооблазнительница, она - секс-идол, она - возомнившая себя распятой на прозрачном кресте с терновым венцом на голове. После этих трансформаций спускается на Землю, чтобы в качестве виджея провести дискотеку с бушующей в зале толпой идолопоклонников.

    Все шоу смотрится как неудержимый и победительный триумф того, что называется "масскультом". Но не эрзаца массовой культуры. Не контрафакта. А массовой культуры подлинной, с которой хочешь не хочешь надо считаться.

    Претенциозная блондинка за углом нашей Родины

    Помнится, как столица нашей Родины два года назад нервничала по поводу ее прибытия. За неделю до объявленного чуда шансы на него рассматривались как фифти-фифти. Ожидание нашей общественностью заграничной поп-дивы было сравнимо разве что с ожиданием ревизора из Санкт-Петербурга администрацией города N.

    Тем не менее Мадонна прилетела, спела и улетела. Мир не перевернулся. Тогда же появился повод объясниться с этой амбициозной блондинкой в любви-ненависти.

    И не только с ней, но и с мировым шоу-бизнесом.

    Прежде всего интригующе смотрелось мифологическое облако, на котором к нам явилась госпожа Мадонна.

    Правду сказать, то было не облако, а плотная туча, что пролилась над Москвой потоками ураганной поп-музыки и не менее ураганной поп-хореографии.

    Но и это не самое интересное. Занимательнее всего наша потребность в такого сорта и такого масштаба ураганах. Боюсь, что она поднимается из неподконтрольных нам глубин массового подсознания.

    Из какого сора она выросла

    Вот основные вехи славного пути королевы мирового шоу-бизнеса. В начале 1980-х появившиеся на рынке ее первые синглы мало кого впечатлили. Ее "сольники" ограничивались выступлениями в ночных клубах больших и малых городов Америки. Ее популярность исчерпывалась популярностью среди тинейджеров. Ее крикливый вокал и столь же крикливая одежка неизменно становились предметом насмешек и ернического глумления со стороны попсового истеблишмента.

    Бритни Спирс и отчасти Ксенией Собчак - вот кем она была для того времени. Но в отличие от Бритни, и тем более от Ксении, Мадонна не удовлетворилась положением идола несовершеннолетних. Она стала искать и пробовать другие образы. В одних видеоклипах представлялась простодушной панк-девчонкой, в других - нахальной оторвой. И даже попыталась было занять на мифологическом олимпе освободившееся после кончины Мэрилин Монро место самой желанной в мире блондинки.

    Переломным событием в ее жизни стал клип к композиции Like A Prayer из одноименного альбома. В нем были кадры, вызвавшие бурю негодования в католической Америке: охваченные пламенем кресты, героиня, приникающая губами к ногам чернокожего человека, и плещущая через край эротика. Клип произвел впечатление: Церковь сочла себя оскорбленной, верующие - тоже.

    Затем последовали шоу, по ходу которых исполнительница, как свидетельствовали критики, занималась "убедительной имитацией мастурбации". Названия самых успешных ее альбомов Erotica и Bedtime красноречиво говорят об их содержании.

    Известно также, что она изрядно поработала над развитием своих небогатых вокальных данных, чтобы получить роль Эвы Перон в мюзикле "Эвита" Эндрю Ллойда Уэбера и Тима Райса. Так что девушке теперь есть что завернуть в фантик под названием "Скандал".

    Есть масса охотников считать, что герои и героини массовой культуры - это исключительно продукты некоей всесильной и неостановимой пиар-машины. Нам бы осознать, что мы живем в сложно-пересеченном пространстве, где язычество, мифология, религия и искусство не просто соседи или враги, но и кровные родичи. Отсюда многие общественные коллизии. Религия уж сколько веков старается размежеваться с язычеством, и чего только для этого ни делала, а все не выходит. И потому Церковь злится на масскульт, ревнует к масскульту. В свою очередь массовая культура истово дразнит религиозные институты. Вольно или невольно Мадонна в себе и собой смешивает и перемешивает земное и дьявольское, языческое и религиозное. Она ад презентует как рай. Или рай - как ад.

    Кстати

    Что до осуждений масскульта с его плодами поношений, проклятий и анафем по сему поводу, то их более чем довольно было и еще больше пребудет, к коим я бы, возможно, и присоединился, если бы не понимал, насколько это бессмысленно.

    Поделиться