В регионе в очереди на получение места в детском саду стоят 32 тысячи малышей. Однако это не единственная проблема краевой системы дошкольного образования.
В Сибирском представительстве "Российской газеты" в Барнауле состоялся "круглый стол" на тему "Развитие дошкольного образования в Алтайском крае: проблемы и перспективы".
В обсуждении темы приняли участие начальник отдела социальной реабилитации и специального образования управления края по образованию и делам молодежи Лариса Багина и главный специалист управления Марина Прохода, декан педагогического факультета БГПУ Лидия Шварко, директор экспертно-аналитического центра АКИПКРО Инна Дранникова, доцент кафедры дошкольного образования БГПУ Алексей Майер, директор центра раннего развития "ИМКА-Рост" Ольга Пронина.
Участники "круглого стола" - опытные педагоги - сразу провели черту, предложив не складывать все яйца в одну корзину. Одно дело - "трудности роста" системы дошкольного образования в крае. И совсем иное - ее доступность. Что толку рассказывать родителям о действующих в дошкольных образовательных учреждениях инновационных программах, если нет никакой гарантии, что для их ребенка найдется место в детском саду раньше, чем придет время покупать школьный ранец? Да, в 860 детсадов ходит свыше 73 тысяч детей от полутора до семи лет. Но и очередь на место растянулась на много километров - свыше 32 тысяч малышей. Точнее, на много лет.
В последние годы власти пытаются сдвинуть проблему с мертвой точки. Что-то получается. В прошлом году в крае, к примеру, в действующих детских садах открыто около 80 новых групп, построено шесть новых садов и еще 18 разместили в школах. И все равно "охват детей" системой дошкольного образования на Алтае остается ниже, чем в среднем в стране. Кроме того, в 2007 году из краевого бюджета были впервые выделены деньги, 42 миллиона рублей, для оплаты труда педагогов, работающих в группах кратковременного пребывания.
Российская газета: Модернизация системы образования продолжается в крае два года. 2006 год был разминочным, определялись цели и задачи. Что сделано для повышения качества дошкольного образования в прошедшем году?
Лариса Багина: 2007 год интересен тем, что многое прозвучало и делалось впервые. Впервые, например, заговорили о необходимости финансовой поддержки родителей. В Алтайском крае был отработан механизм выплаты компенсации части родительской платы за содержание ребенка в образовательных учреждениях. В прошлом году такую компенсацию - от 20 до 70 процентов - получили родители почти 69 тысяч дошколят. Кроме того, в крае разработана программа демографического развития региона до 2015 года. Ожидается, что в марте она будет рассмотрена на совете администрации.
РГ: На что нацелена эта программа?
Багина: Реализация программы должна привести к тому, что ждать "своей очереди" мамам и их малышам придется в итоге не более года. А в детсад смогут ходить 73 процента дошколят. Но для этого нужно строить, строить и еще раз строить.
Первые результаты были получены уже на стадии разработки программы: изучены условия для организации дошкольного образования в каждом населенном пункте края. До сих пор такой точной информации не было.
Алексей Майер: Как не было, так и нет четкого определения, что такое дошкольное образование. Впрочем, нет не только определения, но даже и минимальных стандартов социальных гарантий для ребенка. А они необходимы. Иначе детские сады так и будут выбирать образовательные программы по своему усмотрению - из тех 37, что рекомендованы министерством к применению. И хорошо еще, если детсад выбрал только одну! Бывает, что сразу пять! Это ж какая нагрузка на ребенка!
Проблема, на мой взгляд, заключается в следующем: в детских садах до сих пор имеют смутное представление о том, что хочет центр, а что - регион. И что в итоге делать детскому саду?
Можно сколько угодно создавать условия для детей, но пока не будет стандартов, никто не сможет предъявить претензии к детскому саду. Ни к одному. Детский сад всегда сможет доказать, что подготовил ребенка к школе "как надо".
РГ: Сегодня педагоги воодушевлены тем, что государство коренным образом изменило подход к дошкольному образованию. Однако курс на стимулирование рождаемости, как нетрудно предположить, может еще больше обострить проблему дефицита дошкольных учреждений. Может ли компенсировать отсутствие мест в детских садах институт гувернанток?
Ольга Пронина: Няня, безусловно, может дать ребенку необходимые знания, умения и навыки. Но для дошкольного учреждения это не самые главные задачи. Гораздо важнее личностные вещи - коммуникативность, открытость ребенка, опыт общения со сверстниками, при котором он учится самореализации, самооценке. Да и необходимое для ребенка ощущение победы тоже возможно только в коллективе. Не менее важно умение ребенка переживать проблемы коллектива.
Инна Дранникова: Дело в том, что школа предъявляет определенные требования, весьма конкретные. Например, позиция сегодняшней школы - ребенок, придя в первый класс, должен уже уметь читать и писать. Не умеет - психологические проблемы и стресс ему гарантированы.
В чем назначение системы образования? В том, чтобы подготовить человека к жизни. И начинать надо как можно раньше. Почему дошкольное образование востребовано? Здесь - самые оптимальные условия для формирования у ребенка психологической готовности к школе.
РГ: Вне зависимости от того, частные это образовательные учреждения или государственные?
Марина Прохода: Частные (негосударственные) учреждения образования имеют право на существование такое же, как муниципальные. Однако необходимо особенное внимание к негосударственным дошкольным учреждениям. Хотя бы потому, что за государственными контроль был и есть, причем тотальный. Директора детских садов, воспитатели сетуют на непрекращающийся шквал проверок: Госпожнадзор, Роспотребнадзор, комитет по образованию, кого только нет. А частные структуры не обязаны даже иметь лицензию на право ведения образовательной деятельности.
Пронина: Сегодня только ленивый не открывает центр дополнительного образования для дошкольников. Как при этом отследить качество? Родители вряд ли смогут, они зачастую слабо ориентируются в существующих методиках, их качестве, эффективности и безопасности для детей. Необходим контроль, причем контроль серьезный. Да, по закону центр дополнительного образования может работать без лицензии. Это очень плохо - ведь в таком случае качество услуг не гарантировано... Но помимо контроля за негосударственными учреждениями должна быть, прежде всего, поддержка. Ведь развитие негосударственного сектора - еще один путь решения многих проблем качества и доступности дошкольного образования. И внимания негосударственное образование заслуживает не меньшего, чем, к примеру, развитие малого бизнеса...
Лидия Шварко: Прежде всего надо спросить самих себя: каких детей мы хотим видеть? Осознают ли родители, чего именно они хотят? Папы и мамы нынешних дошколят многого не знают - период их взросления, становления совпал с перестройкой.
Но, с другой стороны, спроси молодых родителей, и они скажут, что стремятся дать детям качественное образование. А это значит - дошкольные учреждения, детские сады выполняют две важнейшие функции - развитие ребенка и его социализацию. Не так важны материальные блага, как возможность ребенка-дошкольника общаться со своими сверстниками. Мы не должны лишать их детства.