13.03.2008 03:38
    Поделиться

    В Алтайском крае катастрофически не хватает качественного инсулина

    В крае катастрофически не хватает качественного инсулина

    Жители края, страдающие диабетом, доведены до отчаяния и готовы выйти на улицы, чтобы власти обратили внимание на проблему лекарственного дефицита. Препаратов-аналогов сегодня не хватает даже инсулинозависимым детям.

    Проблема возникла еще в прошлом году, когда Алтайский край по программе ДЛО получил намного меньше средств, чем в 2006 году (правда, во втором полугодии удалось выйти на уровень 2006 года). Одновременно с появлением дефицита начался и процесс перевода больных с привычных им препаратов на заменители отечественного производства, по заверению чиновников, "аналогичного действия, но более дешевые" (разница в стоимости этих групп препаратов, по некоторым данным, составляет 20 процентов). В качестве замены был выбран инсулин уфимского производства.

    В этом году изменился и порядок закупа лекарств по программе ДЛО - не централизованно по всей стране, а каждым регионом отдельно. Причем, если раньше за поставку льготных медикаментов была ответственна одна компания, то теперь в аукционах участвуют и побеждают множество дистрибьюторов.

    Люди, живущие с диагнозом "сахарный диабет", почувствовали на себе результаты всех преобразований, когда в поликлиниках вместо препаратов-аналогов (названных так за схожесть своей формулы с составом естественного человеческого сахара) врачи стали назначать им "флаконные" инсулины (препараты, считающиеся не столь эффективными для определенных групп пациентов и не такими удобными в использовании). У некоторых больных начались осложнения: помимо обмороков и возобновившихся болей - ухудшение зрения, развитие синдрома "диабетической стопы".

    Публикации в СМИ и обращения к региональным чиновникам тогда не дали результата. Сейчас объемы закупаемых по программе ДЛО инсулинов-аналогов уменьшились еще больше. А в заявке на третий квартал этого года, по данным председателя Алтайского регионального отделения общероссийской общественной организации инвалидов "Российская диабетическая ассоциация" Раисы Переваловой, эти препараты уже и вовсе отсутствуют. Однако это не значит, что нужных лекарств нет в крае совсем: инсулины-аналоги никто не запрещает приобретать в аптеках за собственный счет.

    - Я федеральная льготница, мне раньше выписывали "Лантус", "Новорапид", - рассказывает обратившаяся в редакцию "РГ" инвалид второй группы, 63-летняя София Ивановна Фоменко. - Чтобы приобрести их сейчас самой, мне нужно около пяти тысяч рублей в месяц, а пенсия у меня - всего три тысячи. Звонила в крайздрав, мне сказали, что есть указание переводить всех на более дешевые инсулины.

    София Ивановна оказалась без привычных препаратов около двух месяцев назад. К этому моменту ее болезнь уже приняла тяжелые формы: три года назад была ампутирована часть ноги. Рана не заживала полтора года.

    После операции женщине заменили обычные инсулины на дорогие аналоги, со временем уровень сахара выровнялся. Однако недавно, с новыми лекарствами, он опять подскочил: с привычных уже 4-5 ммоль/литр до 18-20 ммоль/литр. Снизить его пока не удается.

    - Когда больного переводят с одного препарата на другой, он в любом случае какое-то время будет чувствовать себя хуже,- объясняет Раиса Перевалова. - Но если при переводе на инсулин-аналог человек помается несколько дней, а потом ему станет лучше и он сможет вести нормальный образ жизни, то при переводе на более плохой инсулин и адаптация идет дольше и тяжелее, и уже достигнутый эффект теряется, а зачастую даже наступают осложнения.

    Впрочем, это не значит, что "флаконные" инсулины никуда не годятся: есть люди, особенно если у них начальная стадия заболевания, которым такие препараты вполне подходят. Важным условием здесь является правильно подобранная доза.

    - Если объективная ситуация такова, что отказаться от аналогов нужно в любом случае, перевод должен осуществляться иначе - в стационаре, под бдительным присмотром медиков. Только убедившись, что доза подобрана оптимально и человек уже чувствует себя более или менее нормально, можно отпускать его из больницы, - считает Раиса Перевалова.

    Правда, при погружении человека в обычную жизнь недостатки "флаконных" инсулинов все равно будут давать о себе знать - хотя бы тем, что эти средства не позволяют быть уверенным в их качестве, а также производить инъекции не уходя с рабочего места, практически незаметно для окружающих.

    Вопрос, почему больных переводят с препаратов, которые назначались в крае последние лет десять, уже не задается - сейчас людей больше волнует, как при новых средствах лечения сохранить остатки здоровья. "Прибегать к крайним мерам - акциям протеста - очень не хотелось бы, но как еще заставить власти услышать нас, мы не знаем", - признается Раиса Перевалова. Пока же алтайские диабетики пишут письма во все региональные инстанции. Не дождавшись до сих пор ответа по существу, они отправили свои обращения и в федеральные структуры.

    Комментарий

    Валерий Елыкомов, начальник главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности:

    - Все позиции по сахароснижающим препаратам в программе ДЛО сохранены. Инсулины-аналоги требуются далеко не всем пациентам. Имеют значение возраст больного, наличие осложнений заболевания и индивидуальная непереносимость. Обычно эта группа пациентов составляет 20-25 процентов от всех, страдающих сахарным диабетом.

    В 2006 году доля инсулинов в программе ДЛО составила 4,3 процента (более 83 миллионов рублей), в прошлом году - 12,5 процента (более 125,5 миллиона рублей). В текущем году в заявках на три квартала на долю инсулинов пришлось 22,3 процента всех средств (78,8 миллиона рублей). Несмотря на финансовые нормативы, определенные для края по программе ДЛО, больные обеспечиваются качественными препаратами, в том числе и дорогостоящими. Так, количество больных, получающих "Левемир", возросло с нуля в 2005 году до 155 человек в 2007 году, "Лантус" - с 81 до 467 человек, "Новомикс" - с 96 до 190, "Новорапид" - с 21 до 259 человек.

    Благодаря этому в прошлом году в крае отмечалось снижение впервые выявленной слепоты, уменьшилось количество больных с хронической почечной недостаточностью, снизился показатель смертности при сахарном диабете первого типа.
    Никаких предпосылок для массового ухудшения здоровья людей, страдающих сахарным диабетом, в настоящее время нет. Нагнетание паники среди больных спровоцировано, на мой взгляд, представителями фирм, производящих наиболее дорогие препараты и заинтересованных в их преимущественном применении.

    Когда верстался номер

    В редакцию "РГ" позвонил еще один человек с диагнозом "сахарный диабет" и сообщил, что в его районной поликлинике посоветовали льготных сахароснижающих таблеток не ждать до апреля.

    Поделиться