13.03.2008 04:18
    Поделиться

    Константин Рогозин: Практики судов с монополистами в стране еще не было, но мы ее создаем

    Арендаторы нежилых помещений должны платить жильцам дома, а не муниципалитету

    Созданная полгода назад общественная организация потребителей коммунальных ресурсов и услуг "Краевая ассоциация жилищного самоуправления" одним из путей своей деятельности выбрала отстаивание прав обычных граждан в суде.

    Своим опытом с читателями "РГ" делится президент этой общественной организации Константин Рогозин.

    Российская газета: Константин Иванович, наверное, для того чтобы добиться успеха в суде, одного желания будет маловато?

    Константин Рогозин: Уже наученный горьким опытом, я сформулировал для себя следующий постулат: настоящий мужчина должен сделать в своей жизни не три, а четыре вещи - не только построить дом, родить сына и посадить дерево, но еще и профессионально защитить свои права в суде. В суде вам будут противостоять профессионалы, люди, имеющие богатый опыт и многолетнюю практику. И смогут ли с ними разговаривать на равных бабушки и дедушки, отягощенные своими коммунальными тяжбами? Так родилась идея нашей организации.

    Необходимо понимать, что в суде главный не судья, а мы, и законы относительно своего дела надо знать лучше, чем судья. Мы, например, для начала просим разрешения у судьи поприсутствовать на каком-нибудь процессе, который он ведет. Мы не можем оспаривать назначение государством судьи. Но если мы считаем, что данный судья не достаточно квалифицирован для решения данного спора, то просим его отвести - по Гражданскому кодексу нам предоставляется такое право. Не было случая, чтобы нашу просьбу не удовлетворили.

    РГ: Какими делами сейчас занимается ваша организация?

    Рогозин: Основные суды, которые у нас идут, - это процессы по возврату подвалов. Согласно Жилищному кодексу, жильцам принадлежат и подвалы, и чердаки, и земля возле домов с элементами озеленения и благоустройства. Как известно, за последние годы большинство подвалов, и не только в центре Барнаула, оказались заняты - наш муниципалитет их или продал, или передал в аренду. Теперь там спортивные клубы, салоны красоты, солярии, магазины, офисы, склады и прочее. Возник вопрос возврата подвалов в общую собственность дома, то есть людям, живущим здесь. В подвалах располагаются основные инженерные сети, стены являются несущими конструкциями. За все это несет ответственность ТСЖ.

    Мы не против арендаторов, но они должны платить аренду жильцам дома, а не муниципалитету. По решению собрания собственников дома определяется, на какие нужды эти средства пойдут - ремонт подъездов или крыши, благоустройство, озеленение. Естественно, никто не хочет возвращать эти подвалы жильцам.

    Мы должны судиться прежде всего с нынешними собственниками подвальных помещений, а это может быть и администрация Барнаула, и крупнейшая в городе продуктовая сеть. Нам нужно пригласить в суд государственную регистрационную службу, которая зарегистрировала эту сделку. В качестве ответчика выступает и комитет по управлению муниципальной собственностью, а также те люди, которые сейчас занимают эти подвалы: владельцы всех этих парикмахерских, саун, спортзалов и так далее. Если подвалы не зарегистрированы за муниципалитетом, то их можно вернуть досудебным порядком.

    В одном из недавно построенных домов на проспекте Ленина подвалы были проданы новому собственнику. ТСЖ создали в момент застройки дома, а его председателем стал представитель застройщика. Дом строился на средства дольщиков, а потом его подвалы отошли к подрядчику. То есть ни копейки не вкладывая, они захватили подвал в 450 квадратных метров и выставили его на продажу за 9 миллионов рублей! В данном случае мы выиграли суд.

    РГ: Вы всегда выступаете только на стороне ТСЖ?

    Рогозин: Нет, иногда, когда нарушаются права простых граждан, мы судимся и против ТСЖ. Приведу пример: пятиэтажный дом на улице Молодежной, у них создано товарищество собственников жилья. Мы считаем, что в этом товариществе собрались люди с одной целью - заработать на жильцах. Здесь ввели в практику собирать с жильцов целевые взносы, толком не объясняя на какие нужды. Кроме этого, часть подвала, общая площадь которого 600 квадратных метров, похоже, сдается "в черную".

    Проживающая в этом доме пенсионерка, инвалид второй группы, не является членом ТСЖ, однако с нее тоже собирают взносы. Она обратилась в правление с вопросом: куда идут собранные средства? Сейчас ТСЖ пошло против этой бабушки в суд требовать с пенсионерки и инвалида взносы и оплату судебных издержек. Мы будем защищать ее интересы в районном суде.

    РГ: Как вы считаете, что нужно сделать, чтобы на рынке коммунальных услуг наступил надежный порядок?

    Рогозин: Единственный способ, при котором рынок коммунальных ресурсов встанет на ноги, - это заставить снабжающие организации - монополистов (Горгаз, Водоканал, Кузбассэнерго, Горэлектросеть) отвечать не только за поставку света, тепла, газа, горячей и холодной воды, работу канализации, но и заниматься обслуживанием сетей, приборов учета и прочего. В тариф это, кстати, заложено, но монополисты хотят все с себя сбросить, перепоручить кому угодно, лишь бы не им. Сейчас получается, что монополисты вынуждают ТСЖ и управляющие организации заниматься тем, чем должны заниматься они сами, - то есть хотят получить побольше, а ответственности взять поменьше.

    Мы понимаем, что такой практики судов с монополистами, которую мы сейчас ведем, в стране еще не было, мы ее создаем.

    Остаются нерешенной проблемой и прежние долги, которые накопили МУПы, ЖЭУ, ПЖЭТы. Сейчас, если на управление выбирается организация, ее вынуждают взять эти долги на себя. А новая организация часто бывает не готова прийти в дом при таких условиях.

    Поделиться