13.03.2008 04:43
    Поделиться

    Готовы ли воронежские предприниматели к саморегулированию?

    Предприниматели разрабатывают стандарты деятельности бизнеса

    Контроль над предпринимательством фактически передается самим предпринимателям. Такую норму содержит вступивший с начала года в действие Федеральный закон "О саморегулируемых организациях". Готовы ли к реализации его положений бизнес-структуры региона?

    В пионерах - арбитражные управляющие

    Сегодня на территории Воронежской области действует больше тридцати саморегулируемых организаций (СРО), объединяющих главным образом арбитражных управляющих и оценщиков. Параллельно с ними существуют еще многие сотни других некоммерческих организаций, однако не всех можно отнести к саморегулируемым. Последних специалисты отличают от других профессиональных объединений по таким признакам, как достаточная представительность (не меньше 25 участников), наличие утвержденных правил, стандартов деятельности, определенного механизма обеспечения ответственности участников организации перед потребителями услуг и товаров. Процесс создания таких объединений предпринимателей начался с 2001 года, когда новая редакция федерального закона о лицензировании исключила из перечня немалое число видов деятельности, в частности арбитражных управляющих и оценщиков. Оставшись без лицензий, они объединились в профессиональные сообщества, взявшие на себя функции защиты участников рынка от недобросовестной конкуренции. Пионеры саморегулирования были вынуждены создавать свои профессиональные организации: арбитражным управляющим и оценщикам это предписано Законами РФ "О несостоятельности (банкротстве)" и "Об оценочной деятельности". Но существует масса сфер предпринимательства, где государство не в состоянии обеспечить качество товаров и услуг, да и по идее не должно этим заниматься. Постепенно в рамках административной реформы оно избавляется от избыточных функций по контролю и надзору. И право разрабатывать для бизнеса стандарты деятельности, а также контролировать их исполнение будет передавать самим предпринимателям, то есть саморегулируемым организациям.

    Стандарты на вырост

    Не заложит ли бизнес для облегчения своей жизни низкий уровень стандартов? Однако по закону саморегулируемые организации несут ответственность за всех своих членов. На практике это видится следующим образом: если какая-либо компания поставила некачественный товар и не способна компенсировать потери, потерпевшие обращаются в СРО, куда она входит, объединение и обязано расплатиться за коллег по цеху.

    Специально для таких расходов саморегулируемые организации обязаны формировать компенсационные фонды за счет членских взносов. Предполагается, что введение таких финансовых гарантий вынудит СРО задавать высокую планку требований к компаниям, прописывать для их продукции более высокие стандарты, иначе организация разорится. В этом и отличие от чиновничьих ведомств, осуществляющих надзор и контроль за бизнесом - они-то за недоработки и огрехи своих "подопечных" рублем не отвечают.

    - Если бы саморегулируемые организации существовали раньше, то не возникло бы проблемы обманутых дольщиков в строительстве, - говорит руководитель Инспекции государственного архитектурно-строительного надзора по Воронежской области Борис Муромцев. - Фирму-однодневку просто не приняли бы в такое объединение, ведь все крупные участники рынка хорошо знают друг друга, ведут дела с прицелом на длительную перспективу, дорожат своей репутацией.

    Для некоторых видов бизнеса участие в саморегулируемых организациях будет не добровольным, а обязательным

    Смущает, правда, низкий размер взносов членов в компенсационный фонд, положенных по закону - не менее трех тысяч рублей. Однако саморегулируемые организации могут их повысить по своему усмотрению. По строительному сектору и некоторым другим видам бизнеса, где суммы компенсаций партнерам по договорам и сделкам могут быть значительными, величина фонда будет существенно выше. По словам главы департамента государственного регулирования в экономике МЭРТ Андрея Шарова, размеры взносов в таких организациях будут определяться отдельными законами. Причем для некоторых видов бизнеса участие в саморегулируемых организациях будет не добровольным, а обязательным, например для строителей, архитекторов, изыскателей, аудиторов. Для остальных предпринимателей создание СРО и вхождение в них - дело свободного выбора.

    Строители - за переходный период

    Наиболее трудным и проблемным переход к саморегулируемым организациям представляется в сфере строительства. Как известно, лицензирование строительной деятельности в стране продлено до 1 июля 2008 года, хотя по закону, последовательно отменяющему этот вид государственного контроля в разных сферах экономики, очередь до строителей и изыскателей должна была подойти еще в начале прошлого года. Мера эта вынужденная: перенос сроков объясняется отсутствием механизма регулирования и контроля, который могло бы осуществлять само профессиональное сообщество. Участники проведенного на эту тему Черноземным представительством "РГ" "круглого стола" высказывали опасения, как бы проведенная в таких условиях отмена лицензирования не создала в сфере контроля за деятельностью строительных фирм правовой вакуум и не привела к потерям в качестве.

    - Велика опасность того, что под флагом саморегулирования может начаться передел рынка, его монополизация узким кругом предпринимателей, - говорил на заседании "круглого стола" президент областного Союза строителей Вячеслав Бутырин. - Саморегулируемые организации при своем возникновении должны найти способы обеспечить реальное равноправие своих членов, защитить от поглощения малый бизнес. Для строительной отрасли, где более половины участников - малые предприятия и индивидуальные предприниматели, эти вопросы представляются самыми актуальными.

    Обсуждение показало, что большинство строительных предприятий области вовсе не против того, чтобы пользоваться правами и возможностями саморегулирования. Но эффективность нового подхода может проявиться, когда в отрасли будут разработаны технические регламенты, правила и стандарты, появится инфраструктура, необходимая для запуска механизма саморегулирования и обеспечения ответственности перед потребителем. Ведь не секрет, что в последнее время в области, как и в стране в целом, на строительном рынке немало появилось фирм, не исполняющих свои обязательства, работающих халтурно. При переходе на саморегулирование необходимо будет учесть специфику строительной деятельности, характеризующейся многообразием работ и услуг, высокой степенью риска при ее осуществлении и дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений.

    Строительные организации предлагают начать этот процесс в области с переходного периода, в продолжении которого одновременно действовали бы две системы регулирования отрасли, конкурирующие между собой. А право выбора в переходный период следует предоставить исключительно самим субъектам предпринимательства. То есть инициатива должна идти снизу, от самих строительных организаций. При этом роль лицензионного центра в переходный период не только бы снижалась, но возрастала: право на работу по принципу саморегулирования можно получить только по его рекомендации. Сначала пойдут наиболее подготовленные организации, способные ответственно выполнять все договорные обязательства, затем средние, а там подтянутся и отстающие. Так, может быть, целесообразно провести подобный эксперимент - испытать параллельное функционирование двух принципов регулирования в масштабах строительной отрасли отдельного региона, прежде чем вводить новации сразу по всей стране? Такой эксперимент многое бы прояснил, помог бы усовершенствовать сам закон о саморегулируемых организациях (все же он предполагает возможную корректировку) и механизм его реализации.

    мнение

    Юрий Гончаров, руководитель Торгово-промышленной палаты Воронежской области:

    - Против самой идеи передачи избыточных функций государства по надзору и контролю за бизнесом самим бизнес-сообществам трудно возразить. Саморегулирование - это ступень взросления отечественного предпринимательства, показатель его ответственности и самостоятельности. Членство в СРО - своеобразная марка, знак качества. В советское время "знаки качества" присваивало государство, теперь это будет делать сам бизнес. Представьте, в незнакомом городе вам нужно выбрать ресторан или автозаправку. Сориентироваться будет просто - по эмблеме саморегулируемой организации. Потребитель проголосует за нее своими деньгами. Меня спрашивают: а если нарушать законы будут сами СРО? Они будут отвечать по закону, как и другие юридические лица.

    Однако считаю, что саморегулированию надо учиться, переходить к нему следует постепенно. Думаю, что созрели к созданию СРО транспортники, представители рекламного бизнеса. Наверное, возникнут крупные саморегулируемые организации федерального уровня, куда войдут мощные предприятия, и региональные - для малого и среднего бизнеса. Они объединят в основном предприятия сферы услуг. Торгово-промышленная палата будет активно способствовать формированию СРО и их последующей деятельности.

    Поделиться