13.03.2008 02:35
Поделиться

Старая фотография помогла восстановить родственные связи многих саратовцев

Каждый день в архивы области приходят саратовцы, ищущие  сведения о своих родственниках. А есть семьи, которые уже составили свое генеалогическое древо. И продолжают за ним ухаживать.

Волжские скворцы

В переводе с украинского "шпак" - это скворец. То есть, в русском варианте все они могли бы быть Скворцовы. Но двести лет назад на волжские берега приезжали крестьяне именно с Украины, занимали свободные земли, работали здесь и рожали детей.

- Теперь это село Салтово Старополтавского района Волгоградской области - село, где родились все дети прабабушки и прадедушки, - рассказывает Елена Власенко (в девичестве Шпак). - Мы ездили туда, впечатления незабываемые. В школьном краеведческом музее я не нашла прямых сведений о Шпаках,  но зато узнала о бабушкином отце Петре Дьяченко - его репрессировали и сослали в Соликамск. Дед был рационализатором, сельским экономистом, да еще ему припомнили, как он до революции предлагал деревянную церковь перестроить в каменную, чтобы было не хуже, чем у соседей-немцев.

На фотографии 1915 года, самой старой из сохранившихся в крестьянской семье (и это чудо для бурной российской истории), строгий Максим Трофимович Шпак с окладистой черной бородой, Евдокия Ивановна в платке, их восемь детей и уже невестка и внуки. Снимок этот - реликвия рода. От него почти сто лет спустя и пошли все генеалогические изыскания молодых поколений рода Шпаков, а теперь древо этой семьи не умещается даже на самом большом листе.

Михей Михаилу брат

- Началось все тогда, когда заболела моя тетя Дуся, Евдокия Степановна, сестра отца, - говорит Елена. - Она всю жизнь проработала в школе историком, а вечерами делала ковры - один у нас до сих пор хранится. Удивительный человек, именно она поддерживала дух семьи и все время рассказывала нам о нас. Причем только хорошее говорила, старалась передавать о родственниках именно позитив.

Когда тетя тяжело заболела, племянники задумались: случись что с ней, и бесценная семейная информация будет утеряна. Но все-таки до рисования древа в тот раз не дошло - маленькие дети, домашние проблемы отвлекли.

А в 2002 году родственники получили приглашения на встречу, инициатором которой стал двоюродный брат Елены Анатолий Ниберг, сын тети Дуси. Сняли зал в Энгельсе, где даже обстановка соответствовала - старые зеркала, как двери в прошлое. Елена взяла видеокамеру и стала всех расспрашивать…

Восемь детей было у Максима Трофимовича и Евдокии Ивановны Шпаков - Михаил, Прасковья, Лукерья, Степан, Михей, Александр, Алена и Иван. Алена умерла в детстве, Прасковья довольно молодой. И потому подробно составленных ветвей у этого древа осталось шесть.

У Михаила - своих пятеро детей, у Лукерьи трое, у Степана семеро, двое у Михея, трое у Александра, а у Ивана - аж девять. Можно представить, как широко раскинулась родословная крона дальше.

- Нас двоюродных только двадцать человек, внуков Степана Максимовича - представляете? - гордится Елена. - Мы с родным братом вдвоем, а  у дядь-теть и трое, и пятеро детей  в семье.

Пропали не без вести

В пластиковой папочке, которую  на одной из последних встреч получили все родственники, кроме вычерченных ветвей с именами и датами, есть и снимки, и копии многочисленных запросов в архивы. Отдельные страницы - список ветеранов Великой Отечественной  и боевых действий, сведения о погибших: "Погиб в годы гражданской войны, воевал в Афганистане, погиб в марте 1943 под Курском, умер от ран и похоронен на Украине…"

Шпак Михаил Михайлович пропал без вести в августе 1942, Шпак Степан Максимович пропал без вести 16 ноября 1942, Шпак Александр Михеевич пропал без вести 15 октября 1944.

- Вы знаете, мужчины ведь обычно скрывают свою сентиментальность, -  говорит Елена. - Но когда мой троюродный брат едет по делам, как бы он ни спешил, всегда заворачивает к братской могиле, где похоронен родственник, и потом звонит, рассказывает, что все в порядке.

Военных в этом роду немало, есть и те, кто служит в милиции. Еще одна фамильная профессия - учителя, преподаватели. Своим родом, своими предками гордятся все.

Алены и Степаны

Еще 25 лет назад, до всякой моды на старые имена, Юрий Шпак назвал  сына Степаном - дал одно из "родовых" имен. Алена и Александр, дети Елены, тоже названы по традиции. Есть традиционные Максимы и Михаилы, может, дело дойдет и до Агриппины, и до Лукерьи. 

Но вообще на ветвях этого замечательного древа можно прочитать самые разные фамилии - русские, украинские, немецкие, татарские. А невестки и зятья становятся всем родными.

- Лена, а вы можете назвать какие-то фамильные качества, которыми гордится семья? Шпаки - они какие?

- Мне кажется, что наши мужчины все очень ответственные, за семью и близких в первую очередь. У нас не принято разводиться и каждый развод -  большая беда. В моей родне есть и некоторое упрямство, даже прямолинейность. А можно сказать "донкихотство". Конечно, есть и родовые болезни, в семьях это лучше знать и обращать внимание. А чисто внешнее сходство? Очень приятно видеть в "дальних" братьях какие-то черты любимого папиного лица.

Легенда о двойне

Семейные предания  -  обязательно. Как двоюродный дядя Николай Михайлович, будучи председателем колхоза, с сыном Валеркой уже через несколько часов примчался на "настоящее место приземления Гагарина".  Космонавта увидеть не успели, но горячую обшивку потрогали.

Или как тетя Анна Степановна, врач-ветеринар, сама у себя роды приняла в дальней воинской части где-то в Средней Азии. Командовала соседкой и мужем: "Пуповину подлиннее обрезайте! А теперь второго принимайте!" И родила двойню.

Сегодня семья живет в Саратове и Энгельсе, по всей области, в Москве, Тамбове, Казани. Раньше, как все, встречались в основном "на похоронах и свадьбах", а теперь на  большой сбор на Волге, приезжает до ста человек.

- Эта потребность возникла, когда после перестройки все стало распадаться, -  думает Елена. - Казалось, что распадаются и очень важные, самые родные связи. Стало страшновато. И захотелось почувствовать себя не одиноким на этой земле. И твердо знать: нас  много, мы большая семья, нам ничего не страшно.

Зеленые листочки

На древе заполняются новые прямоугольнички: Максим Александрович Шпак - 2004 год рождения, Алексей Степанович Шпак - 2007 год рождения. Совсем маленькие Яна, Иван, Степан, Валерия, Владимир, Анастасия, Екатерина, есть и те, кого еще не успели вписать.

В августе встретятся, посчитают, покажут друг другу фотографии и увидят, что их опять стало больше. Новые листочки большого старого дерева еще совсем зелененькие, но даже пятиюродные - они друг другу родные.

На заметку

Если вы решили начать составлять генеалогическое древо вашего рода, за дополнительной информацией и помощью вы можете обратиться на самые популярные российские сайты по теме.

www.rusarchives.ru (сайт архивов России)

www.vgd.ru ("Всероссийское генеалогическое древо")

www.rodoslovnik.ru (популярный народный сайт)

www.1archive-online.com (архивы бывшего СССР)

www.dictionaries.rin.ru (поиск фамилий)