Строительство олимпийских объектов в Сочи еще не началось, а уже появился олимпийский субъект. Это Абхазия. Она вызвалась помочь России в проведении зимних Игр-2014. Абхазский город Гагра примет на себя значительную часть туристического потока в регионе. А еще Гагра будет поставлять в Сочи строительные материалы - щебень, цемент, каменный гранит... Республика также намерена принять и разместить у себя до 20 тысяч гастарбайтеров - десятую часть от общего количества строителей, которые потребуются для возведения олимпийских объектов.
Готовность России принять эту помощь грузинским властям, разумеется, не понравилась и понравиться не могла. "Я бы призвал российских коллег не использовать подготовку к Олимпиаде в Сочи как повод для осложнения российско-грузинских отношений, - заявил председатель комитета по внешним связям парламента Грузии Константин Габашвили. - Необходимо все согласовать с правительством Грузии, территориальную целостность которой Россия официально признает".
Подобные заявления звучали и в конце прошлого лета, когда Абхазия впервые дала понять, что не прочь облегчить России бремя "олимпийских" проблем. Грузинское руководство в те дни выражало недоумение: разве между Россией и Грузией достигнуто соглашение об экономическом сотрудничестве в рамках подготовки к зимней Олимпиаде-2014? Нет, никаких документов о включении Абхазии в олимпийскую зону Россия и Грузия не подписывали, Москва и Сухуми просто поставили грузинское руководство перед фактом. Нужен цемент? Его можно возить из Новороссийска, где несколько крупных цементных заводов. Нет, почему-то требуется цемент только абхазского производства. В общем, делали вывод грузинские лидеры, в этом строительном растворе ощутима изрядная примесь политики: Россия вновь прозрачно намекает, что считает Абхазию чем-то вроде своей провинции, чуть ли не еще одним субъектом Федерации.
Примерно такой же риторикой полнятся заявления официальных грузинских политиков и теперь. Но ситуация изменилась. Россия вышла из режима санкций против Абхазии. Сняла запрет на торгово-экономические, финансовые, транспортные и иные связи с непризнанной республикой. "Это решение облегчит подрядчикам возможность закупать стройматериалы и нанимать рабочую силу, так как транспортное плечо для доставки грузов из Абхазии достаточно короткое и транспортная доставка материалов довольно быстрая", - заявил министр регионального развития Дмитрий Козак. При этом заметил: "Российское государство не занимается строительством, все подрядчики - частные компании". Иными словами, никто в России на государственном уровне не вовлекает Абхазию в подготовку к Олимпиаде. Если частные подрядчики считают, что им сподручнее закупать цемент в Гагре и там же размещать своих рабочих - пусть так и действуют, это их право. Расходы на восстановление абхазских портов Сухуми готов взять на себя, а в реконструкции абхазского участка железной дороги рассчитывает на помощь России.
Решение восстановить связи с Абхазией принималось, конечно, не без учета ее соседства с Сочи. Земельные, строительные ресурсы непризнанной республики тут тоже сыграли роль. Выходом из режима блокады Москва оформила возможность использовать эти ресурсы без оглядки на Грузию. По правде сказать, реальной блокады и не было: абхазские мандарины и хурма беспрепятственно добирались до российского прилавка. Теперь же и вовсе "шлагбаумы" подняты. Россия намерена строить свои отношения с Абхазией как с полноправным субъектом международного права. Что вовсе не означает официального признания. Снятие санкций против Абхазии - это российский ответ на одностороннее объявление Косово независимым государством. Способ остро продемонстрировать всему миру возможные последствия косовского прецедента. А последствия назревают. На днях абхазское Народное собрание в очередной раз обратилось к Федеральному Собранию РФ, а также к ООН, международным организациям и государствам мира с призывом признать независимость Абхазии. Эта тема вчера обсуждалась в Госдуме в рамках парламентских слушаний.
Намерена ли Россия перевести вопрос о признании Россией Абхазии и Южной Осетии из области дискуссий в практическое русло? Думаю, что такого намерения нет. Во всяком случае - пока. Россия в трудном положении. Бросить своих друзей и союзников на произвол судьбы она не может, официально признать - тоже нет, это вызвало бы протест мирового сообщества и обвинения в поддержке сепаратистских режимов. Ответные обвинения в использовании двойных стандартов - да, они были бы небезосновательны. Но, признав Абхазию и Южную Осетию, Россия оказалась бы в международной изоляции.
Что же делать? Можно понять моральные соображения тех, кто призывает немедленно признать Абхазию и Южную Осетию. Обе республики не имеют нормального экономического развития. Маются в условиях политической неопределенности. Находятся под дамокловым мечом военной агрессии со стороны Грузии. В тяжелом моральном положении находятся и российские власти. Они испытывают искреннюю симпатию к народам этих республик, оказывают им всяческую поддержку, но не могут последовать призыву Юрия Лужкова, заявившему недавно, что Абхазию и Южную Осетию надо немедленно признать. Почему не могут? Потому что Россия не хочет предстать покровительницей мирового сепаратизма. Ее реакция на признание Косово некоторыми странами четко свидетельствует об этом. Россия намерена оставаться твердой сторонницей норм международного права. Владимир Путин постоянно подчеркивает: нельзя ввергать мир в пучину международных конфликтов из-за чьих-то геополитических интересов. А подобное может произойти. Особенно если Россия в одностороннем порядке признает Южную Осетию и Абхазию. Чтобы их признало международное сообщество - на это Совбез ООН сегодня согласия не даст. А игнорировать его решение Россия не может себе позволить.
Конечно, в мире стало возможным провозглашать независимость стран, наплевав на решения Совбеза ООН. Но после признания Косово Россия по крайней мере получила возможность выстраивать глобальную коалицию из тех стран, которые чувствуют себя незащищенными в таком мире. А вот одностороннее признание Абхазии и Южной Осетии, наоборот, загонит Россию в изоляцию. Против нее начнут выстраивать коалицию страны, для которых нормы международного права святы и незыблемы. В общем, при всех своих моральных обязательствах максимум, что пока может делать Россия для Абхазии и Южной Осетии, это оказывать им поддержку и стараться обеспечить международную озабоченность их судьбой.
А к Сергею Багапшу, президенту Абхазии, вопросов нет. Он ведет себя так, как только и может вести себя глава мятежной территории. Его готовность помочь России в подготовке Олимпиады, не испрашивая на то разрешения у грузинских властей, - еще одна демонстрация политической самостоятельности. Россия же, восстановив государственные связи с непризнанной республикой, вправе принять эту помощь. Ей теперь тоже необязательно договариваться с Тбилиси об официальном включении Абхазии в российское "предолимпийское движение".
Ссылка: Госдума предложила открыть российские миссии в Абхазии, Южной Осетии и Приднестровье