14.03.2008 00:30
    Поделиться

    В Северодвинске прощаются с самым известным корабелом России

    Сегодня в Северодвинске прощаются с Владимиром Михайловичем Чувакиным. К этому имени нет нужды прибавлять титулы и звания - он за ними никогда не гонялся. А на "Севмаше", даже когда стал заместителем генерального директора по производству военной техники, его называли Главным строителем.

    Так сложилось, что именно Чувакин оказался на ключевой для завода должности в годы резкого сокращения гособоронзаказа, хронических неплатежей и развалившейся вслед за распадом СССР отраслевой кооперации. И именно он, сутками пропадая на работе, искал новых и возвращал прежних поставщиков и контрагентов, выстраивая новую систему отношений "Севмаша" с партнерами - для достройки уже заложенных кораблей и под новую серию АПЛ четвертого поколения.

    - Цикл проектирования и постройки занимает в среднем 10-15 лет, - с нескрываемой болью говорил он тогда. - А вообще в создание военно-морского флота должна закладываться долговременная стратегия с перспективой на 40-50 лет вперед. Флот - не спящая красавица, его не разбудишь, и он сразу не "заговорит". Поэтому нельзя сегодня - прекращать, завтра - начинать строить боевые корабли. Флот должен быть постоянно в нашей стране, где огромные морские границы, где береговая линия не укреплена совершенно и защита границ в условиях Арктики и Дальнего Востока возможна только подводными лодками...

    Дела у "Севмаша" и российского ВМФ в последние годы идут на поправку, но актуальность этих слов ничуть не притупилась. И во время наших последних встреч в Северодвинске или в Москве Владимир Михайлович откровенно делился тем, что его по-человечески беспокоило. Одессит по рождению (появился на свет в 21-ю годовщину Октябрьской революции), выпускник Одесского же института инженеров морского флота, он всю дальнейшую жизнь связал с Севером и "Севмашпредприятием", стал лауреатом Государственной премии и заслуженным машиностроителем РФ.

    Возможность открыто говорить о том, чем занимались многие годы Чувакин и его коллеги, появилась сравительно недавно. Но и сегодня эту информацию приходится дозировать. Еще до того как стать главным строителем, он принимал участие в создании уникальных атомных подводных кораблей. А на трех был ответственным сдатчиком (есть такая должность у корабелов - что-то вроде всезнающего домового, мальчика для битья и "злого дядьки" в одном лице).

    Через его руки прошла первая и единственная в мире глубоководная АПЛ проекта 685, получившая название "Комсомолец". Вместе с ее первым экипажем в августе 1985 года Владимир Чувакин совершил погружение на рекордную для боевых подводных лодок глубину - более одного километра, доказав тем самым практическую осуществимость заложенных в том корабле научно-технических и технологических решений.

    Трагедия, постигшая корабль в апреле 1989-го, тяжелым камнем легла на сердце и проявила еще одно качество в характере одессита, которого северяне к тому времени уже признали за своего. Владимир Чувакин, когда его привлекли к расследованию случившегося, не согласился с конъюнктурными выводами комиссии. Рискуя служебной карьерой, он выступил с особым мнением. Его поддержали тогда коллега и друг Эдуард Леонов, заместитель генерального конструктора ЦКБ "Рубин" Дмитрий Романов, вице-адмирал, Герой Советского Союза Евгений Чернов. Вместе им удалось донести до нашего сознания, что в таких делах полуправда - хуже лжи.

    Сегодня друзья-соратники и военные моряки, что несут службу на кораблях, построенных с участием Владимира Чувакина, склоняют головы перед памятью этого светлого и абсолютно не пафосного человека.

    Прямая речь

    Давид Пашаев, генеральный директор "Севмаша" (1988 - 2004), Герой России:

    - Он при мне возглавил на "Севмаше" производство военной техники. Ситуация была тяжелейшая. Но Владимир Михайлович Чувакин даже в критических ситуациях сохранял выдержку и был тактичен с подчиненными. Он глубоко разбирался в инженерных и организационных вопросах, умел находить нестандартные решения на производстве и при этом вникал в повседневные нужды людей. Причем это было искренне, не на показ - людей не проведешь. В коллективе его очень уважали. Жаль, что провожать в море экипаж "Юрия Долгорукого" придется без него...

    Сергей Ковалев, генеральный конструктор ЦКБ МТ "Рубин", дважды Герой Социалистического Труда:

    - Такие люди, как Владимир Чувакин, были востребованы временем. Когда наш подводный флот активно развивался, на "Севмаше" сформировалась целая плеяда строителей - Фролов, Белопольский, Цоппа... Их отличали высочайшая ответственность и самоотдача. Если требовалось - выходили в море, не считаясь ни со временем, ни со здоровьем. И все были нацелены на результат.

    Евгений Чернов, вице-адмирал в отставке, Герой Советского Союза:

    - Владимир Михайлович пользовался огромным уважением у подводников, потому что всей душой болел за их интересы. И не случайно именно его назначили в межведомственную комиссию по опытной эксплуатации АПЛ "Комсомолец". Мы вместе погружались на тысячу метров, вместе радовались тому успеху. Но и когда беда случилась с кораблем, позиции наши не разошлись. Таких людей встречаешь очень редко. Я горд, что был с ним знаком, и память эта навсегда останется со мной.

    Поделиться