Исчезнут ли с подмосковных дорог пробки? Сколько будет стоить проезд по платным дорогам? Реально ли это - на метро приехать из столицы на дачу?
На эти и другие вопросы во время "делового завтрака" ответил Петр Кацыв, заместитель председателя правительства, министр транспорта Московской области.
Российская газета: Петр Дмитриевич, новое здание правительства Московской области вот уже полгода находится в Красногорске. Труднее стало добраться до него, чем прежде до Старой площади?
Петр Кацыв: От станции метро "Тушинская" до нашего Дома правительства пущены специальные автобусы. Интервал движения по утрам у них всего 5-6 минут. Из других городов тоже ходят автобусы, причем прямиком, без лишних остановок: из Красногорска, Истры, Химок... Так что все, кому надо, добираются. А в конце будущего года по соседству с нами откроется новая станция метро "Мякининская".
РГ: В какие города Подмосковья еще придет метро?
Кацыв: Жители самых ближайших - Балашихи, Мытищ, Люберец, Химок - вправе на это рассчитывать. Сейчас как раз маршрут обсуждается. В последнее время появилась возможность привлекать частных инвесторов к таким проектам. Возможно, их участие ускорит и приход подземки в Подмосковье.
Запятая в законе
РГ: Подмосковье обогнало даже столицу по строительству жилья. А вот о дорогах этого не скажешь. Почему так медленно идет дело по вызволению жителей всего Московского региона из пробок?
Кацыв: Существующие дороги практически исчерпали свои возможности. Это правда. Нужны новые. Но дом построить быстрее: сделал проект - и закладывай первый камень. С дорогой так не получится. Закон требует: сначала надо изъять землю по решению суда и отрегулировать массу вопросов. На это уходит 3-4 года. Мы пытаемся, конечно, сократить сроки согласований по изъятию земель и самому строительству. В частности, начали разрабатывать комплексную программу развития межрегиональной транспортной инфраструктуры в регионе. Задача непростая. Главное - изменить законодательную базу, чтобы у дорожников появилась возможность приступать к строительству дороги, решение о прокладке которой принято, в самые кратчайшие сроки.
РГ: Некоторые чиновники предлагают вообще исключить суд как посредника между властью и жителями, у которых изымают землю. Вы тоже ратуете за это?
Кацыв: Нет, конечно. Ведь суд - это реальный защитник интересов граждан. Только все должно происходить в строго определенный срок. Сейчас, чтобы получить окончательное решение суда, проходит 8-9 месяцев, а то и год. Ведь любой человек может и заболеть, и специально затянуть суд...
РГ: Эту проблему с землей в Сочи уже решили: под строительство олимпийских объектов ее будут изымать в ускоренном порядке...
Кацыв: У нас тоже есть один масштабный проект, реализацию которого нужно начинать как можно скорее. Это ЦКАД. Надеемся, что поможет и опыт Сочи. Пока же посмотрим: как будет работать уже принятый закон, какие в нем обнаружатся подводные камни?
В бетонном кольце
РГ: На каком этапе находится проект Центральной кольцевой автомобильной дороги?
Кацыв: Проект одобрен во всех инстанциях, все предпроектные вопросы практически решены. Сейчас готовится постановление правительства РФ о выделении средств на проектирование этой дороги. Ось прохождения трассы определена, в проекте она может измениться лишь незначительно. Думаю, в 2010 году строители "войдут в землю". Как правило, выкуп земли начинается после того, как завершен проект трассы. Но для ускорения строительства мы хотели бы, чтобы это шло параллельно.
РГ: То есть в этом году уже начнете выкупать землю. По какой же стоимости? Кадастровой?
Кацыв: По оценочной. Определять будет специальная оценочная компания, имеющая государственную лицензию.
РГ: А если собственник скажет: ребята, я вам не верю.... Вы даете мне 8 рублей, а я хочу 10. Куда ему идти в таком случае?
Кацыв: В суд. А там согласятся или потребуют вторую, третью оценку. Но вряд ли судебных разбирательств будет много. Проводя ось трассы, наши специалисты максимально старались не ущемлять интересов собственников. В результате 50 процентов магистрали проходит по землям, где нет ни дач, ни поселков. Только в отдельных случаях, где совсем было невозможно избежать этого, дорога все-таки пройдет по землям, где необходим снос или вынос жилья. Будем договариваться с собственниками по деньгам или, если они согласятся, предоставлять им другой участок земли.
РГ: ЦКАД - проект федерального значения. Тем не менее область намерена вложить в него 10 процентов от общей стоимости дороги. Это сколько?
Кацыв: Примерно 55-60 миллиардов рублей. Более того, правительство региона объявило о готовности дать гарантию тому акционеру, который выиграет конкурс на эксплуатацию дороги, что будет доплачивать ему, если поток машин окажется меньше расчетного количества.
РГ: Инвесторы проявляют интерес к ЦКАД?
Кацыв: Очень активно. Желающих вложить деньги было бы еще больше, но некоторых отпугивает то, что пока права концессионеров не защищены должным образом. Концессионер вкладывает 25 процентов от общей стоимости строительства дороги. За 25 лет эксплуатации он должен отбить свои деньги, так как после этого она переходит в собственность государства. Такая схема очень выгодна и государству, и инвестору. Я надеюсь, многие поправки в закон о концессиях, которые сейчас рассматриваются, будут учтены.
РГ: МКАД, замышлявшаяся как транзитная дорога, по сути дела, стала внутригородской. Заторы, пробки на ней - привычное дело. Не повторится ли это с ЦКАД?
Кацыв: Этого нельзя допустить. ЦКАД должна стать дорогой государственного значения для транзитной перевозки пассажиров и грузов. Это значит, что развязки будут строиться не чаще, чем через 5 километров. Сейчас 60 процентов всех импортных грузов обрабатывается в Московской зоне. Плохо. ЦКАД позволит перенаправить грузы так, чтобы они шли транзитом, минуя Москву. Это позволит существенно разгрузить дороги столицы и области. К тому же, надеемся, здесь будут созданы порядка 200 тысяч рабочих мест. У людей будет больше возможностей найти работу у себя, поблизости от дома, а значит, тоже не загружать напрасно дороги.
Километр за три рубля
РГ: Приходилось слышать жалобы: хотели бы ездить на работу в соседние подмосковные города, да нет удобного транспорта, на дорогу до Москвы хоть времени уходит больше, зато ехать комфортно.
Кацыв: Это правда, пока не всегда из одного подмосковного города можно добраться в другой на электричке. Над этим еще надо поработать. Зато 99 процентов городов области связано между собой автобусным движением. В Подмосковье более 1800 пассажирских маршрутов. Ежедневно на линии выходит около 6 тысяч автобусов.
РГ: Что толку, если автобусы застревают в пробках? Скажем, открылась развязка на Королев. Стало легче, но заторы там все равно не рассосутся, пока не появится развязка на Мытищи?
Кацыв: Часть работ уже выполнена, финиш - в сентябре. Сейчас, кстати, проектируется многополосная дорога на Мытищи. Она тоже облегчит путь. Другое дело, что многополоска опять упрется в городскую улочку. Вряд ли удастся избежать "бутылочного горлышка".
РГ: Летом те, кто добирался на машинах до авиасалона в Жуковском, истрепали себе нервы. Там и впредь будут проходить массовые мероприятия. Автолюбителям можно посоветовать одно - стоит запасаться валерьянкой.
Кацыв: В Жуковском будет создан национальный центр авиастроения. Президент страны по обращению губернатора Бориса Громова и министра транспорта РФ Игоря Левитина принял решение о строительстве дороги, которая соединит дорогу "Урал"с Жуковским. Проект уже разработан специалистами Московской области. Через месяц будет проведена экспертиза и область передаст проект федеральным органам власти для начала строительства. Завершение планируется в 2010 году.
РГ: На этот год было запланировано начать строительство платных дорог. Начнете?
Кацыв: Конечно. В этом году будет одновременно строиться сразу несколько таких дорог. Скоростная автомобильная дорога Москва - Санкт-Петербург (через Шереметьево). Новый выход на МКАД федеральной автомобильной дороги М-1 "Беларусь" Москва - Минск (соединительная автодорога от Московской кольцевой автомобильной дороги в районе транспортной развязки с Молодогвардейской улицей до автомобильной магистрали М-1). Начнется реконструкция трассы М-4 "Дон" на участках МКАД - Кашира и подъезд к аэропорту Домодедово. Впрочем, по территории Подмосковья пройдут и платные региональные дороги. Это автодорга МКАД - Ногинск - Орехово-Зуево и магистраль, соединяющая Волоколамское и Новорижское шоссе в Красногорске. Езда по ним будет стоить не больше трех рублей за километр.
РГ: Неужели придется платить и жителям, у которых платная трасса пройдет под окнами дома?
Кацыв: Конечно, если они захотят кататься именно по платной дороге. Но она ведь будет не единственная. Рядом с любой платной дорогой просто обязан быть "даровой" дублер. Кроме того, в каких-то случаях, если собственник дороги даст согласие, можно сделать кому-то и скидку.
Не тормози на переезде
РГ: Недавно открылся путепровод на 50-м километре участка дороги Москва - Серпухов. Жители вздохнули с облегчением: теперь город не разделен на две части. Где в ближайшее время еще перережете ленточку?
Кацыв: До 2015 года построим 29 путепроводов, в том числе 11 из них - до 2010 года. В этом году один откроется в Подольске.
РГ: Скоростное движение невозможно без пешеходных переходов, сейчас они представляют собой нерадостное зрелище: грязь, толкотня...
Кацыв: Согласен. Мне кажется, что проблема - в отсутствии собственников, которым выгодно было бы заботиться об этих переходах. Есть такая идея: вместо переходов строить над железными дорогами торговые центры с кинотеатрами, кафе и парикмахерскими, чтобы содержание этой инфраструктуры было выгодным для бизнеса. Чтобы там были лифты и эскалаторы, в том числе и для инвалидов. Вот разработаем программу, выставим на конкурс. Думаю, частные инвесторы потянутся...
Электричка не убежит
РГ: Невелико удовольствие и ездить в сегодняшних электричках. Когда же они будут более комфортными?
Кацыв: Я очень хочу, чтобы, отправляясь, например, из Сергиева Посада в Москву, можно было чаю попить, телевизор посмотреть, книгу почитать, не напрягая глаза. И при этом всего за 30 минут попасть в центр города. Новые электрички, красивые и удобные, уже скоро начнут ходить с Савеловского вокзала до Шереметьева.
Надо менять подвижной состав, может быть, использовать полутора- и двухэтажные вагоны. Очень важно строить для них отдельные пути. Да и станция должна стать другой. Она будет входить составной частью в транспортно-пересадочный узел, включающий в себя, в том числе и перехватывающие парковки для стоянок личного транспорта пассажиров пригородных электропоездов.
Необходимо построить не менее 20 таких парковок на 100 тысяч автомобилей.
РГ: А на вертолеты не думаете пересаживать пассажиров?
Кацыв: Деловые люди летают и сейчас. Но законодательство в плане воздушного движения очень жесткое. Если хотите вылететь куда-нибудь, то надо за 3 дня подать об этом заявку. Разрешат или нет - еще неизвестно. Сейчас пытаются поменять разрешительный порядок на заявительный. Пассажирские перелеты - дело будущего, но готовиться к ним надо уже сейчас.
РГ: Невозможно обойти тему такси. Цены на него сейчас почти в любом столичном аэропорту космические.
Кацыв: Такой беспредел - следствие отмены лицензирования для частных перевозчиков и таксистов. К водителям теперь никаких требований не предъявляется. Интересы же пассажиров, наши с вами интересы, требуют вернуть эти требования. Но, увы! Вернуть лицензию на такси возможно только на федеральном уровне, субъект РФ не имеет права вмешиваться. А надо бы сделать так: заломил таксист цену выше оговоренной правилами - предупредили, второй раз нарушил - верни лицензию. Причем отбирать ее надо так же быстро, как и выдавать. Такси - социальный вид транспорта. Надо выработать механизмы, чтобы и у государства, и у субъекта были рычаги влияния на него. Только так можно навести порядок и в аэропортах, и на железнодорожных вокзалах.