В каких областях экономики свобода конкуренции чаще всего нарушается? Об этом корреспондент "РГ" беседует с руководителем управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области Татьяной Яковлевой.
Российская газета: Татьяна Ивановна, сейчас серьезные проблемы возникают по поводу создания товариществ собственников жилья. Действительно ли муниципальные коммунальные предприятия ущемляют права жильцов, которые решают создать ТСЖ и выбрать другую обслуживающую организацию?
Татьяна Яковлева: Да, такие случаи есть. Например, в Зее вновь созданное товарищество не могло добиться от муниципального предприятия выдачи лицевых счетов жильцов - членов ТСЖ. Разобраться в этой ситуации оказалось непросто, так как обращение граждан к нам не было подкреплено всеми необходимыми документами. Люди еще не осознали, какую правовую ответственность возложил на них новый Жилищный кодекс. Собственники жилья, создавая товарищество, должны либо сами разбираться в юридических и финансовых вопросах, либо нанимать специалиста, который это сделает. Например, прежде чем затребовать лицевые счета, стоит выяснить, у кого их вообще нужно требовать.
Как показала проверка, та организация, на которую ТСЖ пожаловалось, никогда и не имела в распоряжении их лицевых счетов.
Чтобы жаловаться, нужно иметь на руках документальные подтверждения каждого факта: письменный отказ в выдаче лицевых счетов, протокол собрания жильцов с подписями всех членов созданного ТСЖ и так далее. Например, в Тынде подобная проверка завершилась успешно для жителей одного многоквартирного дома. В соответствии с документами мы установили: муниципальные власти действительно нарушили права жителей. Администрация города уже выполнила предписания антимонопольной службы, лицевые счета им выданы.
РГ: В прошлом году в Благовещенске коммунальное предприятие отказалось заключать договор с жильцами двух новостроек на оказание им услуг. Чем завершилась проверка?
Яковлева: На сегодняшний день проблема решена только формально. Да, предприятие выполнило наше предписание и направило предложение о заключении договоров с жильцами, но проблема осталась.
Дело в том, что с 2007 года начали действовать новые правила подключения домов к коммунальным сетям. В соответствии с ними счетчики должны находиться в месте, где от магистральных коммунальных линий отходит врезка к данному дому, которая теперь является собственностью жильцов. А эти два дома построены еще по старым правилам. Теперь с жильцов требуют за свой счет купить счетчики и заказать проекты их установки, что очень дорого. К тому же неправомерно, ведь себестоимость счетчиков уже заложена в цены квартир. В придачу ко всему в этих домах был избран самый сложный способ управления - непосредственно собственниками жилья. Нет ни ТСЖ, ни управляющей организации. Огромная ответственность - на каждом владельце квартиры, но при этом для одних выложить несколько тысяч за счетчик - не проблема, а для других это очень большие деньги. Пока еще дело не закончено. Насколько позволят нам закон и собранные документы, мы постараемся отстоять права жильцов. Кстати, об этом нужно задумываться всем, кто приобретает новые квартиры. Прежде всего, покупатель должен очень внимательно прочесть договор и проверить, нет ли там невыполнимых для него условий, вроде установки новых счетчиков.
РГ: Что касается телефонной связи, в области эта сфера монополизирована. В СМИ регулярно появляются сообщения о необоснованно завышенных тарифах на Интернет и саму телефонную связь. Верна ли такая информация?
Яковлева: Проверок по тарифам на Интернет мы не проводили - такие жалобы к нам не поступали. А вот от операторов присоединенной сети жалобы были - на то, что одна компания ущемляет их права: завышает плату за присоединение и фактически вынуждает их повышать плату за телефонную связь для абонентов.
На первый взгляд кажется, что все это действительно несправедливо и необоснованно. Но когда начинаешь разбираться в цифрах, выясняется, что все не совсем так. На содержание сетей и телефонных станций в исправном состоянии эта компания с каждым годом тратит все больше средств. Ведь коммуникации имеют свойство изнашиваться. В некоторых случаях повышение платы нами было признано обоснованным, но были два случая, когда действительно выявлялись нарушения антимонопольного законодательства.
РГ: В конце прошлого года цены на продукты питания выросли. Было ли такое повышение цен обоснованным, не обнаружился ли факт ценового сговора и, главное, может ли подобное повториться?
Яковлева: Мы проводили проверку по этому факту и в розничных торговых сетях, и на оптовых базах, и на предприятиях, производящих продукты питания. Нигде не было выявлено необоснованно завышенных цен. Розничная надбавка в тот период составляла от 7 до 25 процентов. Это немного. Повод для более тщательной проверки есть тогда, когда надбавка превышает 35 процентов от оптовой цены. В этот период, когда цены существенно поднялись, производители и розничные торговые фирмы нисколько не повысили свою рентабельность. Да и в других регионах России, насколько мне известно, осеннее повышение цен на продукты было оправданным. Ценового сговора или какого-либо соглашения между участниками рынка, которые бы ограничивали конкуренцию, мы не установили. Проблема - в повышении цен на сырье, которые, в свою очередь, во многом зависят от цен на электроэнергию и ГСМ.
РГ: Это тоже очень важный вопрос: цены на бензин, которые в конечном итоге влияют на стоимость любых товаров, формируются внутри субъекта? Или область в этом вопросе полностью зависит от влияния извне?
Яковлева: Бензин действительно сильно вырос в цене за последние месяцы, и мы даже обсуждали этот вопрос на совещании руководителей территориальных антимонопольных органов ДФО. По Благовещенску такая картина. При повышении оптовых цен розничные оставались на прежнем уровне либо повышались, но не так сильно. Две нефтяные компании, лидирующие у нас в регионе, входят в состав других, более крупных интегрированных компаний, головные офисы которых находятся в Москве. Так что можно уверенно сказать, что вся ценовая политика по бензину формируется в столице и мы полностью зависимы в этом вопросе.
Сейчас в правительстве обсуждается вопрос строительства в области нефтеперерабатывающего завода. Возможно, если он появится, можно будет снизить цены на ГСМ внутри области.
РГ: Как антимонопольная служба формирует план своих проверок?
Яковлева: До конца нынешнего года мы проведем около 50 плановых проверок - и собственных, и совместных с правоохранительными органами. На постоянном контроле - энергетика, связь, ЖКХ. Внеплановых проверок бывает, как правило, в полтора-два раза больше. Они проводятся по жалобам, которые регулярно к нам поступают как от граждан, так и от различных предприятий и учреждений. Пристальное внимание будем уделять развитию конкуренции, законному размещению заказов для государственных и муниципальных нужд и контролю за соблюдением законодательства о рекламе.