Если сети инфраструктуры Приволжья оставить такими, как есть, даже без принципиального повышения нагрузок на них, через десять лет или даже раньше они начнут сыпаться.
Об этом в ходе окружного совещания, посвященного вопросам коррекции региональных программ социадьно экономического развития регионов, заявил Александр Коновалов, полномочный представитель президента РФ в Приволжском федеральном округе. Кроме него, в совещании приняли участие сотрудники аппарата полпредства, руководители и представители ведомств, ответственных за экономическое развитие субъектов РФ Приволжского федерального округа, а также Дмитрий Арацкий, заместитель министра регионального развития РФ.
Энергетика пока давит на газ...
Во-первых, не вполне благополучно (хотя с учетом огромного каскада гидроэлектростанций принято считать по-другому) обстоит дело с энергообеспечением приволжских территорий. В связи с предстоящими переменами в политике использования природных ресурсов (в частности, энергоносителей) участники совещания попросили Минрегион РФ учесть при формировании как региональных программ, так и, возможно, сводной программы, что в прошлом году в округе были сделаны серьезные системные предложения по развитию малой и альтернативной энергетики. Есть ряд компаний, которые не только готовы развивать эти программы, но и уже проводят разработки в этом направлении.
Альтернативная энергетика особенно актуальна для Приволжья: в север таких территорий, как Кировской область, Пермский край, Удмуртия, Нижегородская область, тянуть газ, проводить иные инфраструктурные сети часто бывает нерационально и нерентабельно. Там предприятия малой энергетики могут стать настоящей палочкой-выручалочкой. "А переход на альтернативные виды топлива, с тем чтобы смягчить повышение цен на газ, которое уже не за горами, - это важная задача не только для ПФО", - заметил Коновалов.
Второй приоритет, обозначенный на совещании, - экология. В округе, признали участники, довольно серьезные, затяжные, накопившиеся проблемы с экологией. Они вплотную связаны с состоянием инфраструктуры и с перспективами развития экономических промышленных отраслей.
...А транспорт - на тормоз
Еще одной приоритетной задачей, решение которой в ближайшее время представляется не только очевидным, но и необходимым, полпред назвал неадекватную, а зачастую и просто безалаберную транспортную (и иную) инфраструктуру на региональном и муниципальном уровнях. В связи с ростом инвестиционной привлекательности и экономической активности приволжских регионов эта проблема, по словам полпреда, в ближайшее время станет тормозом экономического роста приволжских территорий. "Я хотел бы оказаться плохим предсказателем, но факты говорят сами за себя. Мы не имеем права доводить ситуацию до развала", - подчеркнул полпред.
Наконец, еще одна проблема, на которую обратили внимание участники встречи, - это недостаточная межрегиональная интеграция. Несмотря на довольно высокие темпы промышленного роста и деловой активности на приволжских территориях, о стыковке программ межрегиональной интеграции в разработке общих промышленных кластеров (не говоря уже о разработке более детальных, тонких вариантов совместной работы) говорить пока не приходится. Чиновники сошлись во мнении, что это упущение необходимо устранять, если округ хочет претендовать на реализацию задач, поставленных президентом РФ.
Александр Коновалов, полномочный представитель президента РФ в Приволжском федеральном округе:
- Амбициозные задачи, которые ставит Россия сегодня, а также новые условия, в которых эти задачи должны реализовываться, заставляют нас говорить об обновлении, актуализации, корректировке ряда экономических программ регионального развития.
Я надеюсь на то, что и наша предыдущая совместная работа, и это обсуждение служили и будут служить активному, конструктивному сотрудничеству территориальных администраций с Министерством регионального развития РФ.
Справка "РГ"
Для подготовки положений "Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года" Министерство регионального развития Российской Федерации проводит уточнение основных направлений развития территорий в разрезе макрорегионов (экономических районов) на основе комплексного анализа потенциала и перспектив развития. В границах экономических районов выделены объективно складывающиеся и взаимосвязанные зоны (территории) опережающего развития, выполняющие роль центров развития макрорегиона и оказывающие стимулирующее влияние на социально-экономическое развитие остальных территорий в составе макрорегиона.