В ближайшее время движение по автодорожному мосту между Энгельсом и Саратовом закрываться не будет. Но в следующем году это придется сделать обязательно.
Мосту 43 года. Все его ровесники, создававшиеся в середине прошлого века по похожим проектам, или вышли в отставку, или реконструированы. На заседании комитета Саратовской областной думы по бюджету и налогам председатель комитета по дорожно-транспортному строительству и эксплуатации дорог Саратовской области Александр Орлов недвусмысленно объяснил депутатам: многое из того, что можно было сделать, не закрывая движения, уже сделано. Были укреплены надводные части нескольких опор, которые находились в наиболее критическом состоянии, началась замена тротуаров и карнизных блоков моста.
Однако главной проблемой остается дорожное покрытие, которое сегодня являет собой нечто вроде слоеного пирога. Начальник отдела мостов дирекции автомобильных дорог Саратовской области Александр Теплов объяснил корреспонденту "РГ", что асфальт за четыре десятилетия латали не раз - накатывали слой за слоем, в некоторых местах его толщина достигает 18-20 сантиметров. Конечно же, это уже нагрузка чрезмерная, особенно учитывая почтенный возраст сооружения. По окончании ремонтных работ слой асфальта будет не толще 102 миллиметров.
Специалисты рассматривали разные варианты замены асфальтового покрытия. При частичном закрытии движения (и даже если на ночь его закрывать полностью) на решение этой задачи может уйти года два, что неприемлемо уже ни по каким показаниям. К тому же хорошо известно, что бывает, если на дороге через мост начинаются хоть какие-то, пусть и косметические работы.
- В сентябре прошлого года мы обнаружили разрушение деформационного шва и были вынуждены ограничить движение на 90-метровом участке одной из трех полос. Мост встал, - рассказывает Александр Теплов.
Но и без авральных ситуаций километровые пробки в обе стороны - явление уже обыденное.
Остается вариант - закрыть движение полностью месяца на три. В этой связи предстоит решить немало сопутствующих проблем. И первая из них - как обеспечить пассажирское сообщение между Саратовом и Энгельсом. Известно, что многие жители левобережного города-спутника работают и учатся в областном центре. Даже если учесть, что ремонтные работы будут проводиться в период отпусков и каникул, то есть летом, совсем перерезать "дорогу жизни" не получится.
Вот тут-то и придется вспомнить об уже изрядно подзабытых способах транспортного сообщения через Волгу. Во-первых, это паромная переправа, а во-вторых - электричка, которая через железнодорожный мост сегодня доезжает до Анисовки, а ведь может оттуда добираться до многими уже подзабытой станции "Покровск" в Энгельсе.
Конечно, по словам Александра Теплова, выбор альтернативных путей междубережного сообщения еще потребует сложных межведомственных согласований.
В дорожном комитете корреспонденту "РГ" сообщили, что на текущий год для ремонта автодорожного моста Саратов-Энгельс областной бюджет выделяет 120 миллионов рублей. Они пойдут на продолжение ремонта опор правобережной эстакады, замену тротуаров, карнизных блоков, мачт освещения, а также на обустройство кабельных мостиков и электроснабжение.
Хотя до 2000 года по мосту проходил весь транспорт, включая транзитный, ремонтировать его саратовцам пока приходится собственными силами. Но зато и решение о том, когда закрыть движение, правительство области будет принимать самостоятельно.
Справка "РГ"
Саратовский автодорожный мост через Волгу на момент постройки в 1965 году был самым длинным мостом в Европе. Его "официальная" длина - 2 километра 803 метра и 7 сантиметров. На строительстве моста снимался художественный фильм "Строится мост", в котором были заняты все артисты легендарного театра "Современник".
Мост полностью выполнен из железобетона. Много лет по нему проходила линия междугородного троллейбуса (маршрут 9). Но в 2002 году произошло падение нескольких опор контактной сети, после чего ее демонтировали, заменили облегченными опорами освещения, а троллейбусный маршрут ликвидировали.
Разгрузочной альтернативой старому мосту должен стать новый автодорожный переход у села Пристанное, первая очередь которого уже действует. Но полностью объект войдет в строй не раньше конца 2009 года.