Законодатели начали резко сужать поле деятельности рейдеров. В Госдуму внесен проект федерального закона, получивший название "антирейдерский пакет". Он разработан минэкономразвития и Комитетом Госдумы по собственности. Поправки будут внесены также в Арбитражный процессуальный кодекс, Налоговый кодекс, КоАП и в Закон "Об акционерных обществах".
Не остались в стороне и те, кто больше всего страдает от рейдерства - предприниматели и бизнесмены. В Торгово-промышленной палате специальная комиссия разработала ряд поправок в Уголовный кодекс. Предлагается ужесточить наказание по тем статьям, под которые обычно подпадают действия "черных рейдеров". Например, в статью 159 (мошенничество) внести пункт о деянии, "совершенном в отношении юридического лица, связанном с приобретением/установлением контроля над ним и его активами", и наказывать за это лишением свободы до 8 лет. А статью 327 (подделка или изготовление поддельных документов) дополнить пунктом о поддельных документах, используемых для захвата и контроля над активами юридических лиц. За это, считают в ТПП, рейдера следует посадить на срок до 10 лет. Само же рейдерство предложено "уравнять в правах" с разбоем и наказывать лишением свободы до 20 лет.
Не забыли в Торгово-промышленной палате и судей, уличенных в пособничестве "черным рейдерам". Их продажность "оценили" в 10 лет тюрьмы.
К борьбе с пиратами-рейдерами активно подключаются и правоохранительные органы. В частности, Генпрокуратура взяла под особый контроль работу прокуроров по противодействию незаконному поглощению предприятий.
Руководство Следственного комитета при прокуратуре РФ заявило, что намерено установить всех лиц, причастных к совершению рейдерских захватов, прогремевших в Санкт-Петербурге. Напомним, что в начале февраля Невский федеральный суд осудил за мошенничество трех человек, еще трое объявлены в розыск.
За последние три года против недружественного захвата чужой собственности возбуждено свыше 900 уголовных дел. Однако, как заявил корреспонденту "РГ" директор департамента экономической безопасности Торгово-промышленной палаты Николай Гетман, "до суда дошло менее 10 процентов этих дел".
- А вернуть имущество, утерянное в результате рейдерских захватов, удавалось еще реже, - подчеркнул он.
В современном понимании рейдеры - это специалисты по отъему чужой собственности, использующие в своей деятельности не только законные, но и криминальные методы. И сегодня рейдерские команды представляют собой что-то вроде "черного экономического спецназа", состоящего из специалистов по экономике, праву, PR, а также профессионалов с опытом оперативно-разыскной и разведывательной работы.
Собственность в России нормально законом не защищена, а потому соблазн отнять ее достаточно велик. В Уголовном кодексе нет даже статьи "Рейдерство". Поэтому неудивительно, что стоимость конфликтной недвижимости и земли в конце прошлого года, по данным ТПП, оценивалась в семь миллиардов долларов. Ежегодно регистрируется до восьми тысяч корпоративных захватов.
Уже на всех уровнях власти признано, что недружественные поглощения промышленных предприятий с применением криминальных методов являются прямой угрозой экономике страны. Кроме ликвидации зачастую градообразующих предприятий мы лишились сотен, если не тысяч высококвалифицированных специалистов, оказавшихся на улице. А после захватов ряда предприятий ВПК, в результате которых были сорваны сроки выпуска новой боевой техники, рейдерство стало представлять реальную угрозу для государственной безопасности.
Сейчас рейдеры для захвата предприятий используют в основном пробелы корпоративного законодательства, связанные с оборотом акций. Законодательство определяет их как нематериальный объект. Пользуясь этим, мошенники незаконно приобретают недвижимость, особенно мелких ОАО, путем захвата реестра акционеров. Как правило, накануне праздника или выходных они вламываются на предприятие под прикрытием служб физзащиты, сотрудников ЧОПов, а иногда и откровенных бандитов. С помощью подкупленных сотрудников фирмы добираются до реестра, уничтожают его и тут же изготавливают новый документ. А потом получают под надуманным предлогом, подкупив чиновников, решение суда о законности "незаконнорожденного" реестра. Именно по такой схеме в Петербурге было захвачено одно известное мясоперерабатывающее предприятие. В Мурманске начался суд над рейдерами, которые пытались захватить универмаг "Волна".
Многие специалисты считают, что процесс недружественного захвата собственности уже невозможно остановить только административными мерами. Городская Дума Владивостока, например, наложила запрет на переход городской собственности в акционерные общества, чья связь с криминальными структурами была доказана.