По крайней мере два-три объекта будущих "снежных игр" будут перенесены подальше от особо охраняемых природных территорий, и ни одна стройка не приблизится ближе одного километра к границам Кавказского биосферного заповедника.
Вчера итоговым совещанием в "летней столице" закончилась первая инспекционная поездка главы Росприроднадзора Владимира Кириллова по будущим олимпийским площадкам, Кавказскому биосферному заповеднику и Сочинскому национальному парку.
Перед тем как встретиться с теми, кто будет в прямом смысле слова строить Олимпиаду, новый руководитель природоохранного ведомства облетел территорию национального парка и заповедника, побывал на строящемся горнолыжном комплексе "Роза Хутор" и на собрании местной экологической общественности. Первое знакомство привело и к первым выводам: Сочи нуждается в создании инфраструктуры экологической безопасности.
Эта мысль в более подробном изложении звучала на совместном совещании руководителей Росприроднадзора, госкорпорации "Олимпстрой", Сочинского национального парка и Кавказского биосферного заповедника. Знакомство с местной природой, видимо, не прошло даром, поскольку речь пошла о том, как, с одной стороны, сохранить уникальное биоразнообразие, а с другой - построить все, что нужно для проведения олимпийских игр и заодно радикально модернизировать главный российский курорт.
Оказалось, что для выполнения этой задачи предусмотрено не все, в том числе и в нормативно-правовой базе. Скажем, до сих пор не выработаны некоторые "правила игры" с кавказской природой, в частности, как компенсировать неизбежный ущерб от масштабного строительства, рубки леса, изъятия земель национального парка под разные объекты. Некоторыми из этих вопросов сейчас занимается министерство природных ресурсов, но "олимпийским застройщикам" уже сейчас хотелось бы знать, с чего начинать, что законно, а что нет. Ведь сегодня даже по схемам и планам видно, что стройки чуть ли не вторгаются на территорию заповедника. А это может обернуться международным скандалом: в апреле в Сочи приезжает комиссия ЮНЕСКО, Кавказский заповедник числится там объектом Всемирного наследия.
Что касается лесов национального парка, то госкорпорация "Олимпстрой" уже выявила: в новом "олимпийском" законодательстве ничего не говорится не только о механизме компенсации стоимости произрастающих там деревьев, но и о порядке их вырубки. Такая вот подножка на старте.
- Мы опасаемся, что при вырубке деревьев ценных пород могут быть злоупотребления и нарушения квот, - высказался по этому поводу вице-губернатор Краснодарского края Евгений Муравьев. - Заявят одно, а потом придется отлавливать древесину на таможне.
Похоже, необходима новая законодательная инициатива для внесения дополнений и поправок к российскому "олимпийскому кодексу". По крайней мере, к этому склонились практически все ораторы. Также не было возражений и о переносе всех объектов на расстояние не менее одного километра от границ заповедника.
Еще одно практическое предложение: взамен земель, которые неизбежно потеряет национальный парк в районе Красной Поляны, выделить ему равнозначную территорию близи Лоо.
- Мы должны создать все условия для того, чтобы как можно меньше пострадала флора и фауна национального парка, - заявил журналистам по окончании совещания Владимир Кириллов.