Накануне досрочных парламентских выборов в Италии и саммита НАТО на вопросы корреспондента "Российской газеты" ответил первый заместитель министра иностранных дел Италии Уго Индини. Он считает, что необходимо серьезно реформировать НАТО и добавить Евросоюзу здравого смысла в отношениях с Россией.
Российская газета : Почти одновременно в России и Италии меняется власть. Свои президентские полномочия Владимир Путин передаст в мае избранному на высший государственный пост Дмитрию Медведеву. В середине апреля в Италии состоятся досрочные парламентские выборы и будет сформировано новое правительство. Как эта властная "смена караула" в Москве и Риме может сказаться на российско-итальянских отношениях?
Уго Индини : Избрание Дмитрия Медведева президентом России подтверждает преемственность курса Путина. В отношениях двух наших стран восемь лет президентства Владимира Путина отмечены динамичным развитием. Укрепились политические контакты. Резко вырос товарооборот. Мы приступили к реализации уникального проекта - сооружению магистрального газопровода по дну Черного моря в сторону Европы. Завершается создание с участием итальянских компаний принципиально нового российского самолета "Супер-Джет 100". Этот впечатляющий перечень можно продолжить. Нет оснований сомневаться, что тандем Медведев - Путин и в новых условиях расширит и углубит наше традиционное сотрудничество.
Не думаю, что и смена власти в Риме может повлиять в негативную сторону на наши двусторонние отношения. Различия во внешней политике между итальянскими "левыми" и "правыми" незначительны. Кто бы ни победил на внеочередных парламентских выборах, препятствий развитию российско-итальянских связей никто чинить не будет. Вполне возможно, к власти в Италии вернется бывший премьер Сильвио Берлускони. Он - личный друг Владимира Путина. К тому же Берлускони близко к сердцу принимает все то, что касается экономики. А сколь важную роль в этой области для Италии и Европы играет Россия, говорить не приходится.
РГ : Кстати, о Европе. В Евросоюзе создалась странная ситуация. Любая из 27 стран союза по своему хотению может блокировать развитие отношений ЕС с другими государствами, не входящими в это объединение...
Индини : Положение, конечно, ненормальное. Сейчас стоит вопрос о движении ЕС вперед двумя колоннами. Его твердое ядро - страны еврозоны - должно иметь возможность предпринимать те шаги, которые считает необходимыми. Если Великобритания и страны Восточной Европы, которые в принципе меньше расположены к единству действий, не согласны с ними, то пусть идут своим путем. Никто не должен мешать друг другу.
РГ : Не секрет, что в последние годы отношения между ЕС и Россией осложнились. Какова в этих условиях роль Рима?
Индини : Нашей дипломатии следует более активно настаивать в рамках ЕС на здравом смысле при определении общей политики в отношении России, учитывая наш исторический опыт и наши национальные интересы. В одиночку Италия, к сожалению, не в состоянии изменить положение. Мы не играем первую скрипку в ЕС, но, действуя совместно с другими государствами, Италия может внести свой весомый вклад в улучшение отношений ЕС с Россией. Мы не можем согласиться с антироссийскими подходами, которые практикуют некоторые государства, сталкиваясь с теми или иными проблемами. Это создает ненужную напряженность в отношениях с Россией.
РГ : Напряженность создают и планы США разместить в Польше и Чехии элементы ПРО...
Индини : Понять Россию, которая видит в этих планах угрозу своей безопасности, можно. Самой Европе не нужен американский антиракетный "щит". Никакой угрозы ни со стороны Ирана, ни Северной Кореи, а тем более России нет. Размещение на европейском континенте американских антиракет ничем не оправдано.
РГ : Россияне традиционно относятся к НАТО с подозрением. С продвижением НАТО на восток оно только усилилось. Альянс уже вышел на границу с нашей страной. Теперь Вашингтон пытается ввести в него Украину и Грузию. Что вы думаете обо всем этом?
Индини : Недопустимо, чтобы Россия сочла, что ее окружают кольцом враждебно настроенных государств из числа бывших советских республик. Следует с пониманием относиться к российским интересам в этой зоне, которая прежде была частью Советского Союза.
Вообще следует переосмыслить роль и место Североатлантического альянса в современном мире. Он был создан с тем, чтобы противостоять советской угрозе. Советского Союза нет, нет и угрозы, а военный блок НАТО остается. Его будущее следует определить путем консультаций и переговоров на международном уровне с участием различных заинтересованных государств, в первую очередь России. Конечно, речь не идет об отказе союза с США. Скорее всего, альянс следует преобразовать в международную полицейскую организацию для борьбы с терроризмом, для пресечения вмешательства извне в локальные, сугубо внутренние конфликты, тушения пожаров в "горячих точках" и так далее. А Европе, которая пока остается карликом в военном и политическом плане, следует добиваться равенства в этой области с США.
РГ : Италия была одной из первых стран, признавших независимость Косово. Часть сербской территории в одностороннем порядке провозглашена "независимым государством". Каковы могут быть последствия для Европы?
Индини : Косово создало опасный прецедент. В Европе много народностей, которые хотели бы обрести независимость. Мы всегда опасались, что, признав независимость одного из небольших государственных образований, можно открыть "ящик Пандоры". Наше решение признать независимость Косово было выстраданным. Его население пережило этническую чистку. У нас всегда были хорошие отношения с Сербией. Теперь они испортились, необходимо их восстанавливать. Прежде всего следует принять Сербию в Евросоюз, хотя сделать это после всего того, что произошло, будет трудно.