Вчера Виктор Зубков приехал в альма-матер, где ему открыли "Загадку Питера" и показали "Русскую красавицу" под покровом "Синего тумана".
На самом деле все это сорта картофеля, который ему, как специалисту, демонстрировали в Санкт-Петербургском государственном аграрном университете. Ведь именно это учебное заведение окончил он в 1965 году. Правда, тогда нынешний университет назывался Ленинградским сельскохозяйственным институтом. Под окончание премьерства Зубков, видимо, решил навестить тех, кто изменил его карьеру, направив слесаря Мончегорского ремонтно-механического завода "Североникеля" на аграрный путь. В альма-матер к приезду столь высокопоставленного выпускника серьезно подготовились. Его фотографию разместили на стенде тех выпускников, которыми гордится вуз. Правда, не на центральном месте, а слегка с краю. Но вряд ли Зубков себя на стенде не нашел. Да и здесь его действительно не забыли. Теперь уже в кабинете ректора на правах не студента и даже не гостя, а почти хозяина, премьер встретился и с теми, кто учил его, и с теми, кто учился с ним. Видимо, не только для того, чтобы поделиться воспоминаниями, но и для того, чтобы посетовать на отсутствие квалифицированных кадров в сельском хозяйстве. До этого трогательного момента встречи с сокурсниками и преподавателями он мог освежить в своей памяти собственный сельскохозяйственный опыт, ведь почти двадцать лет он проработал в совхозах Ленинградской области. Правда, не в Пушкинском районе, а в Приозерском. Тем не менее представление о показательных кооперативах у премьера, судя по всему, есть. Но "Детскосельский", основанный 77 лет назад, он обойти вниманием не мог. Он успел побывать и на молочной ферме, и заехать в семью Афанасьевых - молодых специалистов, которые за пять лет после окончания вуза уже успели обзавестись собственной однокомнатной квартирой. Правда, по ипотеке. Но ипотеке с такими условиями, как у них - на 15 лет с платежом в 500 рублей в месяц - мог бы позавидовать любой россиянин. Зубков не удержался и поинтересовался, какую же зарплату получают нынче молодые специалисты. Оказалось, немало - по 20 тысяч рублей каждый. Этому Зубков мог только порадоваться, уж кто как не он знает, как селу нужны квалифицированные кадры.
Впрочем, к аграриям премьер приехал с хорошими новостями. Во-первых, он намерен навести порядок в сфере использования земель сельхозназначения. Во-вторых, буквально на днях должно быть принято решение об ограничительных мерах в связи с высоким объемом вывоза минеральных удобрений из страны, благодаря которым российские сельхозпроизводители, закупающие минеральные удобрения, смогут получить своеобразную компенсацию в 7-10 миллиардов рублей. Так Зубков успокоил директора племзавода "Детскосельский" Юрия Брагинца, который пожаловался, что несмотря на хорошую прибыль предприятия - 50 миллионов рублей в год - после выплаты зарплат, кредитов, обеспечения соцпакета, закупки ГСМ и минеральных удобрений, стоимость которых постоянно растет, "практически ничего в хозяйстве не остается, и невозможно его увеличивать и модернизировать".
Жалоб у директора было немало. Одна из традиционных российских бед - высокая стоимость подключения новых хозяйств к электроэнергии.
- За подключение одной из новых ферм завода с нас запросили 36 миллионов рублей, - посетовал Брагинец.
- Чем обоснована такая стоимость? - удивился Зубков.
- Необходимостью проложить электросети, подключить подстанции, вся работа по электроэнергетике - на нас, - пояснил Брагинец.
Директор жаловался и на неэффективность с точки зрения сельхозпроизводителей механизма предоставления банковских кредитов на создание новых животноводческих комплексов и реконструкцию старых. "Банки просят в залог земли, которых у бедных хозяйств и так мало, а скот берут в залог по очень невыгодной цене", - сказал директор, заметив, что "делать новые проекты, строить комплексы наподобие "Детскосельского" они готовы, однако их примерная стоимость - около 2 миллиардов рублей, учитывая, что завод до сих пор возвращает прежние кредиты". В основном производители работают с Россельхозбанком, но на каждую просьбу предоставить кредиты "банкиры говорят: подождите".
Тут премьер вспомнил и о больном - дорогом нынче молоке. Оказалось, что, по оценке директора племзавода, себестоимость молока составляет 12,5-13 рублей за литр, а сдают его на молочные заводы по 17-20 рублей. Тут уж министр сельского хозяйства Алексей Гордеев обратил внимание премьера на то, что цена закупки упала - в связи с активизацией импортных поставок порошкового, сухого молока. Если летом этот товар приходил в страну по 140 рублей за 1 кг, то сейчас - по 90 рублей. Радоваться бы, но поскольку из 1 кг порошка производится около 7 литров молока, молокозаводы стали активнее закупать именно порошок, а не натуральное молоко у российских производителей.
Раз уж у премьера полный сельскохозяйственный день, то Зубков поинтересовался у директора завода и стоимостью производимого здесь мяса.
- Свинину продаем недорого - 40 рублей за 1 кг живого веса, иначе не берут, - посетовал Брагинец. - Дело в том, что сегодня из-за границы опять стала поступать и свинина, и говядина, цена на которую упала, а качество мяса - лучше.
- Много импорта? - тревожно спросил Зубков у Гордеева.
- Около 46 процентов, и цена на отечественное мясо, к сожалению встала, хотя издержки растут, - ответил министр.
Так что не исключено, что после такой сельскохозяйственной инспекции премьер спросит с чиновников и за импорт, и за высокие цены. Ведь поправки в закон о торговле, ограничивающие размер торговых наценок на социально значимые виды продуктов питания, правительство планирует обсудить на заседании в конце марта. Как известно, минсельхоз предлагает ограничить торговые наценки на социально значимые продукты (в частности, хлеб, молоко, яйца) на уровне 10-12 процентов. Окончательное решение о целесообразности введения таких ограничений, а также об их предельном уровне пока не принято - идет дискуссия на уровне министерств. "Ничего не могу сказать, спорим с минэкономразвития", - настроенный по-боевому, ответил Гордеев.