На этой неделе получит завершение история с выселением судебными приставами семьи дворника из незаконно занятого жилья. Исхаковым вручат ключи от другой квартиры. Правда, с условием - представляется она им всего на год. Об этом сообщил руководитель департамента жилищного фонда и жилищной политики столицы Петр Сапрыкин.
За это время данная семья, по мнению городских властей, сама должна решить свою жилищную проблему. Ведь выделенная ей сейчас квартира взята из городского фонда жилья, предназначенного для московских очередников. Почему городские власти сделали столь щедрый подарок именно Исхаковым - догадаться не сложно. На прошлой неделе многие СМИ в деталях и красках показывали, как оставили без крыши над головой несчастного "дворника-гастарбайтера из Узбекистана с двумя детьми и беременной двойней женой". Громкая история привлекла внимание членов Общественной палаты РФ и депутатов Госдумы. Член Общественной палаты РФ адвокат Анатолий Кучерена негодовал: "Где гуманистические принципы?" Председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению Валентина Петренко заявила: "Подобным выселением город наносит ущерб политике государства по поддержке семьи и материнства". Зам. председателя Совета Федерации, глава Национального общественного комитета Михаил Николаев счел нужным напомнить: "К людям, проживающим в России, независимо от их национальности, стоит быть очень внимательными, от этого зависит престиж нашей страны..."
На подобные высказывания руководитель департамента жилищной политики и жилищного фонда Москвы Петр Сапрыкин отвечал: "Столичное правительство могло и не заниматься этой историей, но, учитывая сложные обстоятельства, к тому же в Год семьи, оставить без крова детей и беременную женщину было бы жестоко". И сообщил, что 12 марта комиссия по жилищным вопросам правительства Москвы решила предоставить Исхаковым квартиру по договору краткосрочного найма сроком на один год.
- Исхаков написал заявление, - рассказал "РГ" Сапрыкин. - Оно рассмотрено, и на этой неделе он получит ключи.
История же самого дворника слишком противоречива, чтобы набрасываться на властей: гастарбайтеру дали, а ветеранам Великой Отечественной войны приходится ждать жилье, или же, напротив, ругать их за то, что из-за халатности чиновников пострадал невинный.
...Двадцатилетний Хусаин Исхаков приехал на заработки в Москву в конце девяностых годов. В 2003 году он женился на москвичке. Супруга была на 30 лет старше Хусаина и имела жилье в "хрущобе". В 2004 году дом снесли, и семья получила достойную "однушку" в новом доме. После новоселья на Кантемировской улице супруги развелись. Бывшая жена квартиру приватизировала, однако экс-муженька не выписала. До и после этого брака от другой женщины - Рузили Исхаковой у Хусаина родились два сына: в 2000 году - Айрат, а в 2004-м - Ильгиз. Оба мальчика вместе с мамой прописаны в селе Тукай Спасского района Нижегородской области.
Обустроиться в столице семейству помогла в июле 2002 года начальник ГУП РЭУ N40 района Нагорный Татьяна Конакова. При заключении трудового договора с Исхаковым, который нанялся рабочим комплексной уборки, она выделила ему служебное жилье по Балаклавскому проспекту, в доме 4, корпус 6. Почему Конакова пошла на нарушение жилищного и трудового законодательства и включила в договор пункт о "служебном жилье", сказать сложно. Ведь как пояснила "РГ" зам. начальника правового управления правительства Москвы Тамара Блинова, должность директора РЭУ не дает права распоряжаться жилой площадью, принадлежащей городу. Такое право есть только у исполнительных органов власти.
Задать вопрос самой Конаковой на этот счет сложно - спустя пару лет после этого случая она уволилась. Исхаков же продолжал жить в квартире, в которой никто не был прописан, и регулярно оплачивал приходящие жировки за услуги коммуналки. Вопроса о том, на каких основаниях он это делает, в течение почти шести лет ему никто не задавал.
Тайное стало явным лишь в 2006 году. В сентябре этого же года представители ГУП ДЕЗ Нагорного района оформили акт о самоуправном вселении семьи Исхаковых. В ноябре правовое управление департамента жилищной политики обратилось с иском в Чертановский районный суд об их выселении. Спустя почти год, в августе 2007 года, суд удовлетворил его. Исхаков обжаловал решение суда, но в октябре все того же 2007 года Мосгорсуд подтвердил решение районного суда. Нового жилья семье не предоставили, поскольку у всех ее членов имеется регистрация, и значит, и своя жилплощадь. В срок до 15 февраля Исхаковым предложили квартиру освободить, но они не спешили выполнить это требование.
И тогда 5 марта судебные приставы принудительно выселили семью дворника. Супругу отправили в городскую клиническую больницу N7, где в конце апреля она должна родить. Сыновей разобрали родственники, живущие в этом же доме. Где ночует глава семейства, никто не знает, известно лишь, что жену и детей он навещает.
Квартира на Балаклавском проспекте, в которой до сих пор Исхаковы проживали, опечатана. В ближайшее время ее займет столичный очередник - милиционер с женой и двумя детьми. Всего же в городе, как отметил Петр Сапрыкин, в очереди на улучшение жилищных условий стоят 166 699 семей. Среди них 548 семей участников и инвалидов ВОВ, 17 535 - семей инвалидов, чуть более 2 тысяч семей с детьми-инвалидами, около 6 тысяч многодетных семей.
Граждан, как и Исхаков, незаконно занимающих жилплощадь, по оценке экспертов, в Москве насчитывается сейчас около четырех сотен. Только в Южном административном округе, по информации Юрия Буланова, в судебном порядке было освобождено за прошлый год 36 таких квартир. 16 из них уже заселены, еще 20 ждут пока новых хозяев.
В советское время дворникам для удобства по действующему тогда закону жилье действительно выделялось рядом с местом работы. Сейчас город этого не делает.
- Согласно новому законодательству служебные помещения могут предоставлять лишь сами организации своим работникам в случае, если они у них есть, - пояснил "РГ" Сапрыкин. - Например, служебные квартиры депутатам Госдумы распределяет сама Дума. И соответственно сама она решает дальнейшую судьбу этих квартир.
На практике же многие фирмы, которые завозят в столицу гастарбайтеров-дворников, вообще не думают о том, где жить их подопечным. До сих пор, как в случае с Исхаковым, на помощь им приходили сотрудники ДЕЗов. Именно в их руках скапливается информация о так называемых выморочных квартирах - то есть тех, хозяин которых умер, а наследников нет. Вместо того чтобы передать квартиру городу, а затем, как положено, в распоряжение очередников, недобросовестные дезовцы могли приватизировать их или временно заселять по своему усмотрению. Сами же иностранные работники, получая жилье, редко вникали в юридическую сторону его представления.
- Восемь лет я убираю двор в Москве, - заявил корреспонденту "РГ" Хусаин Исхаков. - Жильцы обо мне говорят хорошо, дети не шалят... И вдруг меня выгоняют на улицу! Этого я не понимаю! Я все равно и дальше буду хорошим дворником, и никуда из Москвы не уеду, это теперь моя родина!
Что будет с Исхаковыми, когда истечет срок, отпущенный городом? Снова суды и выселение с приставами? Год, якобы данный Исхаковым на решение жилищной проблемы, на самом деле отсрочка, взятая для себя городскими властями.
Руководитель департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы Петр Сапрыкин:
-Не нужно считать Исхакова жертвой чиновничьего произвола. Он прекрасно знал, что нарушает закон, заключая фиктивный брак с москвичкой, чтобы получить московскую прописку. Конечно, закон нарушила и начальница РЭУ Конакова. Впредь мы постараемся за каждый такой случай привлекать виновных к уголовной ответственности.