После долгого молчания бывший пилот германских люфтваффе Хорст Рипперт решился заявить о том, что, видимо, мешало ему жить в течение десятилетий. 63 года назад над Средиземным морем он, по его утверждению, сбил самолет знаменитого писателя-француза Антуана де Сент-Экзюпери.
Чего боялся ныне 88-летний "сокол" Геринга? Что миллионы читателей "Маленького принца" и "Планеты людей" проклянут его как прямого виновника гибели одного из их самых любимых писателей ХХ века? А может, напротив, решил "прославиться" на склоне лет? А может, просто захотел покаяться? В сумерках чужой психологии нелегко разобраться. Но в речах Хорста Рипперта ясно различимы интонации извиняющегося человека.
Оказывается, он сбил Сент-Экса (как его называли товарищи) совершенно нечаянно. "Если бы я знал, что это был Экзюпери, я бы никогда не сбил его, никогда..." - заявляет сегодня бывший пилот. Хорст Рипперт вполне убедителен, когда говорит о том, что узнал, кто был за штурвалом французского самолета, гораздо позже. Тем не менее с такой "нечаянностью" весьма трудно примириться.
"Все, можете больше не искать", - заявил журналистам Хорст Рипперт, кстати, брат недавно умершего исполнителя русских песен Ханса-Рольфа Рипперта, куда более известного в Европе под псевдонимом Иван Реброфф. Сказал откровенно, как коллега коллегам: после войны летчик не нашел себя в небе и переквалифицировался в спортивные журналисты.
Как известно, 31 июля 1944 года Экзюпери, служивший в ВВС Франции, вылетел с аэродрома на Сардинии в разведывательный полет курсом на Марсель. Больше его не видели. Вот что рассказывает о том трагическом дне сегодня Хорст Рипперт, тоже вылетевший в тот день в разведку:
- Он летел подо мной. Я разглядел на фюзеляже французские опознавательные знаки. Заложил вираж и вышел ему в хвост. А затем я его сбил.
Хладнокровно и просто. Неужели именно таким простым выглядит ключ к "загадке Экзюпери"? Не будем спешить с выводами, хотя, надо признать, высказывания Рипперта подтверждаются некоторыми сведениями из других источников. К примеру, записями радиоперехвата переговоров французских аэродромов, которые осуществляли немецкие войска.
В то же время утверждения немецкого пилота входят в явное противоречие с другими существующими версиями. В журналах германских ВВС не было найдено записей о самолете, сбитом в тот день в местности, где пропал "отец" "Маленького принца". Найденные в 2003 году на дне моря недалеко от Марселя обломки его самолета не имели явных следов обстрела. Это обстоятельство породило целый ряд предположений и гипотез - в том числе о неисправности истребителя, на котором летел Экзюпери, и даже о возможном самоубийстве писателя - люди, знавшие его, утверждают, что мысли о добровольном уходе из жизни были ему не чужды.
Как рассказывали французские исследователи, единственное, что они знают точно, это то, что самолет вошел в воду на большой скорости и почти вертикально. В момент столкновения с водой произошел взрыв. Обломки машины разметало под водой на огромном пространстве. Исследователи не обнаружили ни одного фрагмента человеческих останков. Единственная вещь Антуана де Сент-Экзюпери, уцелевшая в катастрофе, - серебряный браслет, на котором выгравировано имя писателя, имя жены и нью-йоркский адрес издателя, выпустившего "Маленького принца".
Возможно, многое в истории гибели Экзюпери еще более прояснится после выхода в свет во Франции книги "Сент-Экзюпери, последняя тайна". Ее авторы - французский драйвер Люк Ванрель и Лино фон Гартцен, основатель клуба по поиску пропавших самолетов, - достаточно долго общались с Хорстом Риппертом. Презентация книги состоится на днях во Франции.
Ссылка: Сбивая самолет Экзюпери, Рипперт выполнял рутинную работу